Аккумуляторы «Tesla»: шаг в будущее через выжженную Землю
Пока планета к этому не готова, но скоро будет
«Tesla» — наверное, самая упоминаемая в последние годы автомобильная компания. Они ворвались на рынок резво, только за последние 5 лет нарастили активы в 20 раз. «Tesla», начинавшая на голом энтузиазме создателей и миллионах, вложенных Илоном Маском, «Google» и «Toyota», продала за последний год 86 тысяч электромобилей. А еще, оборудовала сеть «суперзарядок» — быстрых энергозаправок, позволяющих пересекать на электромобиле США, Японию и заметную часть Европы. Еще недавно такое казалось фантастикой, сейчас же, вполне рабочая модель. Причем, компания продолжает развиваться семимильными шагами и производит бюджетные солнечные установки (дочерняя структура «Solar City»), позволяющие в южных американских штатах круглогодично снабжать весь дом электричеством.
Сердце «Теслы»
Особую гордость руководство компании демонстрирует относительно «сердца» своих машин – огромных литий-ионных батарей с производительностью 85 кВт*ч. Она весит более полутонны и устанавливается в днище автомобиля, дабы не смещать центр тяжести машины и оставлять ее устойчивой на дороге. По данным «US Environmental Protection Agency», заряда такого аккумулятора хватит, чтобы преодолеть 426 — 505 километров. Как же устроено это чудо техники, которое стоит, как три «Lada Vesta» в максимальной комплектации, но которое сделало электромобиль по-настоящему практичным средством передвижения?
Для начала, скажем об устройстве. Если кто-то представил себе огро-о-омную батарею «как в смартфоне», которая крепится под днищем на защелку – спешим вас разочаровать. При вскрытии тесловского АКБ обнаруживается 16 блоков, соединенных между собой параллельно и загерметизированных от попадания влаги/грязи. В каждом из них находится 444 батарейки стандарта 18650. Группами по 6, элементы питания собраны последовательно, 74 группы соединены параллельно.
Однако, это ни в коем случае не дешевый китайский обман. А то ведь всем известно, что «начинку» «Tesla» полностью производят в Китае, в Калифорнии же создается только кузов и осуществляется сборка. Фишка батареек, закупаемых у компании «Panasonic», в том, что они: А) имеют наибольшую номинальную емкость в данном классе (3,5 mAh), Б) сделаны по литий-железо-фосфатной технологии (LiFePO4, LFP). Это модернизированный «литий-ион» с большей устойчивостью к циклическому разряду. До потери 20% емкости батареи выдерживают 2 — 7 тысяч разрядов! Такие цифры говорят о том, что Илон Маск, скорее всего, не погорячился, когда поставил для батарей гарантийный срок в 8 лет.
Далее – у LFP-аккумуляторов низкий саморазряд. Кроме того данные аккумуляторы морозостойки и жаростойки, чего не скажешь об обычном LiOH. Ну и, наконец, они экологичны и химически стабильны, так что взрывы при повреждениях здесь куда менее вероятны. Кстати, в доработанных версиях «Модели S», существует титановая и алюминиевая защита, которая прикроет батарею, если кто-то вдруг решит выкинуть на дорогу ломик или камень размером с футбольный мяч.
Каждый блок оснащен радиатором, поддерживающим оптимальную работу батареек – в жару охлаждает, в холода греет. Выход даже нескольких элементов питания из строя не приведет к отказу блока. Учитывая, что батарея «Модели S» состоит более чем из 7100 источников тока, утрата даже сотни вряд ли будет заметна владельцу. Конечно, известный факт, что сломанная батарейка ослабляет соседей по боекомплекту. Впрочем, одно дело, когда речь идет о телевизионном пульте с двумя «пальчиковыми», а другое – когда о столь масштабной сборке. Подкрепляется эргономичность батарей «Tesla» умной системой управления, которая оптимизирует контроль расхода энергии. Так что, в металлическом кожухе прячутся не только хорошие 18650-е, но и несколько килограммов сверхточной электроники.
Зарядить от простой розетки? Не получится
Однако, в каждой бочке меда есть ложка дегтя. Без фирменной заправки «Supercharger», автомобиль практически невозможно использовать. Батарея просто угробит домашнюю сеть. Для ее зарядки на 70% потребуется 119 КВт*ч. Да, выйдет дешевле, чем ехать на бензине. На 14 литрах бензина (500 рублей, примерная стоимость 119 Квт*ч) 300 километров не проедешь – так мало топлива никакая микролитражка не «съест». Но стандартная розетка выдерживает от силы 3-4 КВт*ч потребления, и даже фирменный адаптор «Tesla» (2500 долларов и возможность заряжать дома) не сделает проводку в доме потенциального покупателя с руку толщиной. Даже, если этот адаптор оснащен ионисторами, а вы живете в собственном доме или на первом этаже, промежуток между дальними поездками (а 300 километров «туда-обратно» не так и далеко, прибавьте сюда систему охлаждения-согревания батарей) должен составлять как минимум 30-40 часов.
Конечно, Илон Маск обещает, что скоро фирменные заправки заработают по всему миру, а на Марсе будут яблони цвести. Но в России даты открытия «Supercharger» еще неизвестны. Ясно только, что они будут располагаться по дороге из Петербурга в Москву. И стоимость одного КВт*ч составит 12 рублей. Не очень много, но уже ближе к бензину – полная батарея за 1500 и мгновенная смена батареи за 5000 рублей.
Настоящее за нефтью, будущее – за альтернативой
Главное даже не в этом. Энергия для электромобилей, по-прежнему, добывается из старых-добрых нефти, угля и газа. По крайней мере, львиная доля. Даже в США показатели альтернативных источников получения энергии не превышают 15%. В целом по миру – немногим более 6%. Конечно, повсеместное внедрение электромобилей могло бы привести к снижению загазованности городов, но никак не мест, где располагаются ТЭЦ – ведущий источник энергии в мире. И даже современные солнечные батареи вряд ли могут спасти положение – на юге России тесловские «Solar» способны выдавать от 0,3 до 1,1 КВт*ч на один квадратный метр плиты в зависимости от погоды. Даже большая крыша коттеджа больше ста метров площади не даст. Итого – максимально 110 КВт*ч за сутки, вычтем, вдобавок, длину темного времени суток. При огромной площади покрытия на нужды дома хватит, но на дальние поездки уже не останется. И это касается только самых южных регионов.
Впрочем, в скором времени индустрию производства солнечных батарей ожидает прорыв. Британские ученые – только не смейтесь! – запатентовали солнечные батареи на базе титаната кальция (CaTiO3). Они недороги и просты в изготовлении. Слой минерала толщиной в один микрометр напыляется на любую гладкую поверхность – и готова батарейка. Пока ее подводит только КПД – 11% против 25 у кремниевых. Но создатели инновационной батареи рассчитывают увеличить коэффициент до 19%.
Хочется верить, что после доработки новых батарей, солнечная энергия станет помощником в каждом доме, а электромобили (разумеется, более бюджетные, чем «Tesla»), станут привычными в городском пейзаже. Который перестанет, наконец, пахнуть бензиновыми парами с еле уловимой ноткой свинца и кадмия.