«АкТех» — козырная карта российского аккумпрома
Развитая технология неотличима от магии. Артур Кларк
Человек очень медленно меняет стереотипы поведения. Уж если человек что-то для себя решит, то всю оставшуюся жизнь эта точка зрения будет меняться не сильнее, чем меняется железобетонная плита от ударов молотка. Конечно, это правило распространяется и на коммерцию. Чего стоит только догма из 80-х-90-х – «Западный товар всегда лучше отечественного».
Многие автомобилисты до сих пор живут по этому правилу, предпочитая хоть и поддельный, но Bosch качественной отечественной батарейке. И таким твердолобым субъектам совсем не важно, что российские производители делают АКБ на том же оборудовании, что и западные производители, по тем же стандартам качества. Объявим бой стереотипам и расскажем о незаслуженно задвигаемом на второй план российского аккумпрома производителе. Речь пойдет об аккумуляторах из Иркутской области – ЗАО «Аккумуляторные технологии».
Компания-Феникс
Практически, все последнее десятилетие двадцатого века многие флагманы советской промышленности стояли или работали вполсилы, не имея достойных рынков сбыта. За это время многие производственные мощности пришли в негодность, другие отстали от времени на десяток лет и к концу девяностых медленно умирали, ожидая спасения от инвесторов. Одним из таких заводов был, базирующийся в Свирске (Иркутская область) «ВостСибЭлемент».
К 1999 году некогда славный завод, построенный еще до ВОВ и внесший свой вклад в Победу, утратил всякую конкурентоспособность и просто доживал свои дни. Как раз в это время команда управленцев выкупила у завода большую часть производственных площадей и создала на их месте компанию «АкТех». Новые собственники сходу взялись за реструктуризацию предприятия, оснастив завод современным оборудованием (такое же на тот момент использовали американцы Exide).
Результаты не заставили себя ждать – уже в дебютный год компания получила заказы на первичную комплектацию от «АвтоВАЗ» и «ГАЗ». В 2001 году с заводом стали сотрудничать еще и автопроизводители из Ульяновска. В 2003-2008 году компания была на пике своего развития – второе место по производству АКБ в России, контракт с Министерством Обороны, вступление в организацию EUROBAT, очередная модернизация технологического процесса (закупка оборудования Sovema). В эти же годы компания вышла на полный цикл, создав завод «Эколидер», отливающий свинец. В течение пятилетки «АкТех» договорились о поставках с производствами «УралАЗ», «Северсталь ISUZU», «ИжАвто», «KIA», «Hyundai». Свирские аккумуляторы марок «Актех» и «Зверь» лидировали в тестах журнала «За рулем» среди российских АКБ на протяжении трех лет подряд. На время кризиса «АкТех» снизил темпы производства, однако, сейчас возвращается к докризисной продуктивности. Ситуация с курсом рубля явно прибавит популярности этому незаслуженно обделенному вниманием представителю индустрии.
Господство технологий
В технологическом плане «АкТех» идет наравне с зарубежными аккумуляторщиками среднего класса: свирчане освоили малосурьмянистую гибридную и кальциевую технологии – самые популярные среди покупателей, справедливо не замахиваясь на гелевые и «Старт-стоп» аккумуляторы, которые пока способны успешно выпускать лишь несколько аккумуляторных компаний в мире. Расскажем подробнее о базовых технологиях сибиряков:
- Кальциевая (Ca-Ca). Ну здесь все понятно – кальциевая присадка в свинцовый сплав обеспечивает минимальный саморазряд и практически нулевой расход воды. Такие аккумуляторы смертельно боятся глубоких разрядов. В линейке АкТех эта технология представлена необслуживаемыми батареями «Орион».
- Малосурьмянистая (Sb-Sb). Не боятся глубоких разрядов, но требуют периодических замеров плотности электролитов. Зато перепады напряжения в бортовой сети переносят без проблем. АкТех SOLO – марка малосурьмянистых батарей из Свирска – идеальный вариант для немолодых авто с минимумом электроники под капотом.
- Гибридная технология (Ca-Sb). Эта технология, которую именно «АкТех» применил первым среди отечественных аккумуляторщиков, еще в 2005 году, в реализации сложнее предыдущих: отрицательные пластины легируются кальцием, положительные выпускаются с добавлением сурьмы. На выходе получаем батарею лишенную минусов как кальциевых АКБ, так и малосурьмянистых. «Зверь» и «Актех» — прославленные журналом «За рулем» чудо-батарейки принадлежат как раз к этому классу.
Имеется еще несколько технологических преимуществ, значительно улучшающих характеристики батарей АкТех:
- Вытяжная технология изготовления электродов (ExMet) – снижает коррозию пластин, делает батареи более долговечными.
- Метод Бартона (Tetra Oxide Power) – технология повышения энергоемкости активной массы пластин. Свинцовый порошок – основной компонент активной массы – по методу Бартона получают смешивая в реакторе расплавленный свинец с холодной дистиллированной водой. В результате получаются обогащенные кислородом мельчайшие свинцовые пирамидки. Такая активная масса при прочих равных позволяет АКБ выдавать лучшие токовые характеристики. Кстати, метод Бартона – воистину технология будущего – в фильме «Чужой-3», действие которого происходит в четвертом тысячелетии, именно этим методом инопланетный неуязвимый монстр был отправлен к праотцам. Ксеноморфа аж разорвало от технологического восторга!
- Улучшенная геометрия электродов («Power Pass» и «Chess Plate»). Обычные электроды «плоские и в клеточку» — не лучшие проводники тока, да и активную массу «роняют» запросто. А вот эти два варианта исполнения решеток в сочетании обеспечивают улучшенные прием и отдачу заряда, а так же препятстуют осыпанию активной массы. Такое спасительное сочетание используется в конструкции марок «Solo», «Актех» и «Зверь».
- Кремниевая технология укрепления активной массы. В пластины батарей «Зверь» и «DUO EXTRA» добавляется немного диоксида кремния, который способствует монолитному сцеплению активной массы с электродом, а так же повышает способность массы к химической реакции (адгезию). Между прочим, эта технология разработана учеными РАН.
- Универсальные клеммы. Тоже российское ноу-хау, разработанное в Свирске. Клеммы имеют и конический и болтовой выход, поэтому поставить актеховские батареи можно практически на любой автомобиль, больше того, немногие аккумуляторы можно переставлять с «американца» на «тазик» без «трудностей перевода».
- Конверт-сепаратор. Даже если активная масса после долгих лет работы отвалилась от пластины, полиэтиленовые конверты не позволят массе отпасть и спровоцировать замыкание в бортовой сети.
- Эргономические «примочки». Конечно, батареи «АкТех» оснащены по последнему слову дизайна – имеется «умный глазок», ударопрочный и морозоустойчивый корпус, лабиринтная крышка, спасающая аккумуляторы от выкипания электролита, а пользователей – от проливания электролита.
Ступени совершенства
Помимо технологического разнообразия, «АкТех» предлагает потенциальным покупателям разнообразие линеек, рассчитанных под автомобили с разными запросами.
На вершине пирамиды находится линейка «Зверь» (существует в «европейском» и «азиатском» исполнении), которая сочетает в себе все технологические находки «АкТех». Именно «Зверь» является троекратным чемпионом России среди аккумуляторов по версии «За рулем». Воистину зверские токи эта гибридная батарея обязана выдавать и зимой и летом, кроме того, она способна обеспечить автомобили, буквально, напичканные электроникой.
На ступеньку ниже находится актеховский лидер среди кальциевых АКБ – «DUO». Как утверждает компания, слоганом этого аккумулятора является фраза «поставил и забыл». Благо, он не вызывает амнезию, а всего лишь является очень мощным, и, вдобавок, необслуживаемым. Все технологии, использованные производителями в «Звере», применяются и тут.
Далее в рейтинге располагаются собственно «Актех» — стандартные гибридные батареи на твердую «четверку». Это тот же «Зверь», только без лабиринтной крышки и без живительного диоксида кремния в составе. Ну и на килограмм легче, что, конечно, слегка понижает электрические характеристики.
Наконец, переходим к эконом-классу. Здесь «АкТех» тоже есть что предложить: линейка «Solo» — классический малосурьмянистый аккум, готовый к перепадам электросети, скачкам забортной температуры и даже таким радостям эксплуатации на давно подержанном авто, как «монетка-предохранитель». Линейки «VSA» и «Орион» — типичные бюджетные кальциевые батарейки без лишних «наворотов», которые отличаются от соратников по скромному классу бартоновским энергоемким свинцом в составе. Отличный вариант для тех, кто ездит на авто с солидным пробегом и очень не любит ковыряться во внутренностях своего АКБ. Ну и, конечно, не злоупотребляет киловаттными стереосистемами.
Вот такие они, «Аккумуляторные технологии». У нас в стране еще нет собственного производства оборудования для аккумуляторной индустрии. Но на передовом оборудовании, подчиняясь жестким международным стандартам качества, мы способны выдавать продукцию европейского уровня, как бы ни ёрничали по этому поводу сторонники доктрины «Всё лучшее – на западе».