Что делать, если сел аккумулятор? Полный самоучитель по «прикуриванию»
Случаи в жизни бывают разные. Будь мы хоть тысячу раз осторожными, все равно может так случиться, что забудем выключить на ночь свет, музыку, обогреватель. Или снять клеммы, уезжая в отпуск в теплые края. Да, в конце концов, утечки в электронике, наша северная погода… В общем, у каждого в жизни может случиться неприятная ситуация, когда аккумулятор на машине разряжен, а ехать куда-то нужно срочно и неотложно. Что делать?
Самый простой и распространенный способ – «прикурить» от другого автомобиля. Но в этом деле есть ряд нюансов и тонкостей, без знания которых можно и свой аккумулятор не воскресить и проблем своему помощнику создать. Начнем с проводов, при помощи которых осуществляется «прикуривание».
Присматриваемся к проводам
Провода – без них «прикурить» не получится. Они должны иметься у всякого автомобилиста. У неуверенного в батарее своей машины – особенно. Причем, провода, разумеется, должны быть фабричными, созданными специально для «прикуривания» и обладать такими характеристиками:
- площадь сечения от 10 мм2 (оптимально 16 мм2, диаметр 4,5 мм) – более тонкий провод может просто сгореть;
- минимальная сила тока 200 ампер – чем выше этот показатель, тем эффективней будет передача тока;
- длина 1,5-2,5 м – короткие провода неудобно крепить, более длинные – обладают большим сопротивлением.
Стоит обратить пристальное внимание и на внешний вид проводов. Он должен соответствовать таким требованиям:
- резиновая оплётка – пластик хуже переносит перепады температур и более жёсткий на холоде;
- пропаянные крепления проводов к зажимам – иначе ток просто не будет доходить до клемм;
- широкие «губки» зажимов и возможность широко раскрываться – для простоты крепления и большей площади контакта.
Ищем донора
Подойдет любая машина, главное, чтобы ее аккумулятор был в хорошем рабочем состоянии. Иначе, ваш помощник тоже будет нуждаться в реанимации. Кроме того, нужно учитывать, что система автомобиля-донора должна иметь такое же напряжение. Так, от батареи 24В ни в коем случае нельзя «прикуривать» батарее 12В. В то же время, если в помощи нуждается автомобиль с батареей 24В, то ему смогут помочь два АКБ по 12В, соединенные в цепь последовательно.
Что, куда и на сколько?
Итак, донора мы нашли. Теперь ставим машины поближе, чтобы хватило длины проводов, и начинаем подключение. Последовательность подключения большого значения не имеет, главное – строго соблюдать полярность. Чтобы не путаться, запомним цветовое обозначение проводов. Красная оплетка – у «плюсового» провода, черная или бесцветная – у «минусового». Бывалые водители советуют подключать свой автомобиль к автомобилю-донору по такой схеме: донор глушится, первым подсоединяется зажим к плюсу основного авто, вторым – к плюсу донора, третьим – минус к донору, четвёртый – минус к основному авто, причём, может возникнуть искра. Последнее подключение («минус» на основной аккумулятор) лучше делать к «массе» то есть, к неокрашенной металлической детали, имеющий хороший электрический контакт с кузовом. В некоторых современных авто доступ к батарее ограничен, однако, существуют специальные слоты для подключения спасательных проводов. На всякий случай, перед проведением процедуры ознакомьтесь с инструкцией своего авто.
После подключения проводов автомобиль-донор нужно завести и дать 3-5 минут для зарядки севшего аккумулятора. Далее заводим автомобиль-реципиент и даем ему поработать 5 минут. Теперь провода можно отсоединять, сначала от батареи-донора, а потом от своей, избегая замыкания положительных и отрицательных зажимов. Главное, еще 20 минут не глушить основное авто, чтобы создать в батарее небольшой резерв. Стоит помнить, что зарядка батареи от генератора идет быстрее во время езды. А так же, что в первые минуты после «прикуривания» не рекомендуется включать фары и музыку.
Тонкости и нюансы
Теперь, чтобы вы были полностью информационно вооружены, мы перечислим несколько значительных нюансов:
- если из разряженного аккумулятора произошла утечка электролита, если от него исходит неприятный запах, или же он сильно нагревается при зарядке – его лучше не пытаться оживить, а сразу поменять;
- если батарея долго стояла в пустом виде, то после «прикуривания» ее лучше сменить, иначе, «прикуривание» станет для вас постоянной практикой;
- если 10 минут зарядки не позволили запустить двигатель, значит проблема не в аккумуляторе, а в проводке или бортовой электронике автомобиля;
- на новых автомобилях-донорах с емкими батареями, клеммы от АКБ лучше отключать – процесс «прикуривания» вызывает перепады напряжения в сети, которые плохо переносит бортовая электроника;
- можно «прикуривать» и не от автомобиля, используя отдельный АКБ или специальное зарядное устройство;
- если емкость батареи-донора слишком мала, можно завести машину от нее напрямую, сбросив перед этим клеммы с нашей севшей батареи. Последний пункт очень важен – в момент пуска севший АКБ берет на себя большой заряд;
- в холодные дни многие автомобилисты северных регионов уносят аккумуляторы в тепло, чтобы без проблем стартовать на следующий день. Это не слишком удобно для каждодневной практики, поэтому спасать так батарею имеет смысл накануне самых морозных дней. Важно помнить, что любой аккумулятор в небольших количествах источает вредные вещества. Так что, держать его в жилых помещениях – дело крайне нежелательное.