Десять заповедей зимней эксплуатации АКБ
Нынешние пользователи техники привыкли к тому, что приборы не нуждаются в специальном уходе. Например, телевизор: купил, поставил, воткнул вилку в розетку и забыл обо всем, кроме местонахождения пульта. А раньше? Телевизоры перегревались, загорались, в них постоянно перегорало что-то, что типичный сосед дядя Саня припаивал в два счета, руководствуясь огромной электрической схемой, шедшей в комплекте с каждым прибором.
Консервативная аппаратура
И если почти для всей электроники ситуация изменилась коренным образом, то автомобильные аккумуляторы из-за специфики своей работы, по-прежнему нуждаются в специальном уходе и элементарной технической смекалке пользователя. Особенно, это касается пользования в зимний период. Отрицательные температуры влияют на саму химию происходящих в АКБ процессов, замедляя их. Причем, падение характеристик аккумулятора с каждым градусом понижения температуры происходит по экспоненте. Насколько аккумулятор зимой слабее самого же себя летом? В зависимости от возраста батареи и температуры «за бортом», емкость может снижаться на 20 – 50 % от емкости при плюсовых температурах. Уменьшается и напряжение на выводах: с 12,7 до 12,4 В, из-за чего в несколько раз увеличивается саморазряд батареи. Понятно, что в таких условиях для успешной работы АКБ нужно соблюдать целый ряд «нужно» и «нельзя», который мы приведем ниже.
Нужно
1. Проверить перед началом сезона холодов свой аккумулятор и генератор в автосервисе
Даже незначительные сбои в работе генератора зимой могут стать фатальными. В холода аккумулятор итак заряжается в 2-3 раза менее эффективно, чем летом. Прибавьте к этому расход на работу обогревательных приборов. А в режиме пробок, на полухолостом ходу, может возникнуть дефицит энергии, когда аккум будет больше отдавать энергию, чем получать.
Помимо оценки генератора и электросети в целом, нужно осмотреть и батарею. Инженеры вынесут решение, можно доверять этому аккумулятору зимой, или нет. Важно обращаться в проверенный сервис: в точке продажи АКБ ушлые менеджеры могут «списать» ваш аккумулятор только ради того, чтобы, не отходя от кассы, продать вам свой продукт.
2. Проводить периодическую зарядку аккумулятора
Лучше всего аккумулятор заряжается во время длительных безостановочных поездок на большой скорости, когда двигатель выдает высокие обороты. Понятно, что зимой, при повышенном саморазряде АКБ и без возможности долгой поездки на высоких оборотах, аккумулятор будет недозаряжаться. Это может «убить» не только старую, отслужившую свое батарею. Особенно рискуют кальциевые АКБ, которые лучше адаптированы к зимнему простою (малосурьмянистые могут саморазрядиться за несколько дней «на свежем воздухе»), но почти не переносят глубокий разряд. Чтобы не допустить гибели аккумулятора «во цвете лет», достаточно заряжать АКБ раз в три недели – месяц. Эта простейшая мера защитит аккумулятор от «недоедания» в режиме малых оборотов.
3. Эксплуатировать аккумулятор, оптимальный для работы зимой
Казалось бы, все аккумуляторы имеют примерно одинаковую конструкцию и никаких специальных «зимних» АКБ не существует. В общем-то, это верно. Но тут есть пара нюансов. В частности, давно замечено и пользователями и экспертами, что производители четко делят свой продукт на «летние» и «зимние» батареи. «Летние» появляются на рынке весной, с первыми оттепелями, и царят на полках до осени. Зачастую, именно они гибнут после первых холодов или на следующий год, оставляя у покупателей дурное отношение к выбранному когда-то бренду.
«Зимние» батареи практически всегда живут дольше и работают более исправно. Так что, именно на них стоит ориентироваться при покупке. Поскольку, на батареях никто не пишет, для летнего или зимнего завоза они изготовлены, нужно смотреть на дату выпуска и время поступления в продажу. Скажем, «летние» батареи могут завезти на точку осенью, но их выдаст дата выпуска – соответственно, примерно, зима текущего года.
Другой нюанс – класс аккумулятора. Считается, что гелевые и AGM-аккумуляторы созданы специально для эксплуатации зимой. Да, у них более высокие токовые характеристики и они более долговечны, за счет чего всегда переживают больше зим. Если, конечно, их не «угробит» несведущий автомобилист, ведь у АКБ новых классов есть свои тонкости использования. Но какой-то специальной «зимней панацеи» в их конструкции нет. Поэтому, намного рациональней покупать гибридные аккумуляторы, сбалансированные для зимы. Гибриды объединяют в конструкции малосурьмянистые и кальциевые батареи. Положительные электроды гибридных АКБ содержат доли сурьмы и кадмия (1,8 и 1,6% соответственно), а в состав отрицательных входит 0,1% кальция. Благодаря этому, гибридные АКБ имеют малый саморазряд и практически не теряют воду. В то же время, они, как и малосурьмянистые, не боятся глубоких разрядов. Такое сочетание неплохо подходит для зимы, сглаживая взаимные недостатки кальциевых и малосурьмянистых АКБ.
4. Проверять чистоту клемм и корпуса АКБ
Зимой и в межсезонье дороги часто превращаются в снежную кашу. Грязь попадает и под капот, поэтому нужно следить за чистотой аккумулятора. Влага способствует более быстрому окислению выводов и клемм, грязь повышает сопротивление цепи и снижает площадь контакта. К тому же, земля может забить вентиляционные отверстия АКБ. В результате этого может произойти взрыв. В общем, чистый аккум делает езду безопасной и избавляет от ненужных потерь энергии.
5. Иметь такую емкость, которая нужна вам
Считается, что аккумулятор должен быть точь-в-точь той емкости, которая записана в техническом руководстве. Однако, это число является рекомендательным. Летом можно ставить батарею и меньшей емкости, а зимой стоит обезопасить себя, поставив аккумулятор на 5-10 Ач выше, чем советовал производитель. Важно только, чтобы АКБ вмещался на свое место, ведь батареи большей емкости имеют и больший размер.
Существует миф, будто батареи с емкостью выше рекомендательной не будет заряжать генератор. На самом деле, расходовать ваш автомобиль будет точно столько же энергии, как с батареи, стоявшей от производителя.
Если вам нужно ведро воды, то какая разница, с бочки в 100 или 200 литров вы ее возьмете?
Разве что, аккумулятор большей емкости придется немного дольше ставить на зарядное при профилактической зарядке. Но даже тут надо помнить, что аккум меньшей емкости мог просто разрядиться «в ноль», тогда как аккум большей только успел уйти в состояние недозаряда.
Нельзя
1. Заводить автомобиль в тех случаях, когда вы никуда не поедете
Иногда возникает необходимость завести автомобиль, даже если вы не собираетесь ехать. Так вот, зимой, ради того, чтобы не попасть впросак с разряженным АКБ, делать этого не стоит. На дозарядку потраченного для запуска напряжения даже летом требуется 20 минут езды на средних оборотах. Соответственно, зимой это время смело можно умножать на два. На холостых же оборотах придется жечь бензин часа два, чтобы восполнить потраченную энергию.
2. Оставлять автомобиль простаивать более 3-х дней
Не каждый день бывает необходимо куда-то ехать. На новогодние праздники некоторые вообще не трогают автомобиль. Но при увеличенном в холода саморазряде, всего за 3-4 дня аккум может дойти до той точки, когда не сможет запустить двигатель. Понятное дело, что ехать просто ради того, чтобы подзарядить аккумулятор — глупое дело. Достаточно просто чаще подзаряжать аккумулятор, если вы редко выезжаете на автомобиле. Одной зарядки в 10-15 дней будет достаточно, чтобы не оказаться с разряженным аккумулятором перед важной поездкой.
3. «Прикуривать» и ездить на полуразряженном аккумуляторе
Если батарея не завела автомобиль, и вам пришлось «прикуривать», чтобы сдвинуться с места, после возвращения домой нужно немедленно зарядить АКБ. В противном случае через пару «прикуриваний» ваш аккумулятор умрет раз и навсегда. Летом этот трюк легко проходит, но зимой, как мы увидели, аккумулятор намного легче садится и намного труднее принимает зарядку.
4. Оставлять разряженный аккумулятор на холоде
Электролит в заряженном аккумуляторе может застыть только при температуре в районе -50 градусов. Но по мере потери плотности снижается температура замерзания. И электролит «вноль» разряженного АКБ замерзнет уже при -10. А замерзание аккумулятора практически гарантирует его гибель. Кристаллы льда разрушат целостность пластин и активная масса осыпется. Такой «обмороженный» аккум не сможет воскресить уже никакая зарядка, он сгодится только для утилизации.
5. Ставить «холодный» аккумулятор на зарядку
Электроприборы, принесенные с мороза, не включают в сеть, пока они достаточно хорошо не отогреются. В случае с аккумулятором, подходить к делу нужно еще осторожнее. Если не прогреть его в течение 4-5 часов, вас будет ждать неприятный сюрприз. Поставленный на зарядку АКБ треснет, или даже взорвется. В любом случае, приятная уборка серной кислоты с пола и мебели вам будет обеспечена.
Но что делать, если времени на естественный прогрев АКБ нет и его нужно зарядить прямо сейчас?
Поставьте аккумулятор на часик в емкость с горячей водой и только потом подсоединяйте зарядное. Но, все же, лучше прогреть батарею в естественных условиях.