ЭКО невидаль
Стремительный рост автомобильного транспорта отразился на экологии нашей планеты. 90% загрязнений — это доля, вносимая автотранспортом в загрязнение атмосферы. Доля легковых автомобилей в структуре загрязнения окружающей среды составляет 60%, и самое главное то, что она продолжает расти. В атмосферу крупных городов мира ежегодно выбрасывается более 1 млн тонн загрязняющих веществ в виде отработанных газов, продуктов испарения бензина и других вредных примесей. Все эти тонны отравы оседают в легких горожан, вызывая серьезные заболевания.
Неудивительно, что уже несколько десятилетий экологи и им сочувствующие борются за «чистое» автомобильное будущее. Подхватили эту тенденцию и автопроизводители. В частности, Mercedes-Benz, Chevrolet и Ford разработали экомобили на биогазе, Toyota — гибрид на бензине и электричестве, французская компания MDI (Motor Development International) — автомобиль, работающий на сжатом воздухе.
Но самыми перспективными на сегодняшний день пока остаются электромобили. Именно на них делают ставку крупные автопроизводители и именно их запускают в серийное производство. В частности, первый серийный экземпляр под маркой Leaf (по-нашему «Лист») в 2010 году запустили в серийное производство инженеры Nissan, после этого в продажу поступили электрические i-MiEV от Mitsubishi, за ними на рынок потянулись гонконгские производители.
Казалось бы, «лед тронулся». Но, к сожалению, рынок электромобилей в России развит не настолько, чтобы вся страна мгновенно на них пересела. Кроме того, большинство производителей пока нацелено на более развивающиеся рынки Европы, а россияне имеют возможность довольствоваться разве что парочкой японских моделей. Да и то совсем с недавнего времени. Плюс, вызывают определенные вопросы и сами электромобили. Так ли они выгодны, экологичны и безопасны, как о них говорят? Автоша Эксперт решил провести собственный короткий анализ ситуации.
Плюсы
Экономический аспект. Использование электрокара обойдется в 15 раз дешевле, чем поездки на бензине. Ежегодно такая экономия будет давать более 50 000 — 100 000 в год, что вполне хватит на то, чтобы провести отпуск или совершить долгожданную покупку.
Технический аспект. У электромобилей — рекуперативное торможение. В момент остановки машина не тратит энергию, а наоборот заряжает аккумуляторы, за счет возврата электроэнергии в электрическую сеть. Достаточно вспомнить троллейбусы и трамваи, которые находятся в использовании с 50-х годов – созданные по технологиям 30-х годов они продолжают перевозить пассажиров и сегодня.
Экологический аспект. Электромобиль является более экологичным, ввиду отсутствия необходимости использования нефтяного топлива. Учитывая, что ежегодно Россия испытывает на себе влияние более десятка млн тонн вредных отходов, такой вариант решения проблемы является наиболее оптимальным. Это позволит не только сократить выбросы, но и внести свой вклад в формирование здорового будущего.
Минусы
Технический аспект. Самым главным недостатком электромобиля является быстрый износ аккумуляторов. Как и любая электрическая батарея, при частых зарядках и разрядках, она изнашивается, и накопление энергии для движения становится кратковременным. Известно, что заряда аккумуляторных батарей хватает на шесть часов, что позволяет преодолеть около 200 км. Учитывая, что большинство людей предпочитают отдыхать за городом, то встает проблема преодоления барьера в 200 км. Для того чтобы массово использовать такой транспорт, нужна соответствующая инфраструктура, а в Москве на сегодняшний день можно найти три автозаправки для электромобилей.
Кроме того, следует учитывать, что подзарядка экологически чистых машинок требует не нескольких минут, как заправка обычного автомобиля, а нескольких часов. Поэтому для решения этой проблемы внедряется экспресс-зарядка с повышенным напряжением. Сейчас она занимает около 30 минут, но перед специалистами поставлена цель довести это время до 6 минут.
Возникают сложности при эксплуатации электромобиля и в условиях суровых зим. Батареи в морозы теряют емкость, а дальность пробега снижается.
Экономический аспект. Стоимость электромобиля существенно превышает стоимость обычного автомобиля аналогичного класса из-за высокой цены аккумуляторных батарей. Вы не поверите, но сам электромобиль и его батарея практически равны по стоимости! Возможно, что с началом массового производства цены на аккумуляторы, как и на сами электромобили снизятся. Тем более, что это уже происходит. Например, стартовая цена хэтчбека Nissan Leaf 2013 модельного года в США упала с $30 тыс. до $21,3 тыс., правда, с учетом государственных субсидий.
Что ж, за такие деньги и с таким «аттестатом» покупатели, пожалуй, могут заинтересоваться электромобилем, как только появится больше заправок и сервисных служб по обслуживанию таких машинок.
Экологический аспект. Некоторые экологи забили тревогу: широкое развитие электротранспорта приведет к существенному увеличению потребляемого электричества. А откуда его брать? Построить новые ТЭС и АЭС, которые далеко не безвредны для окружающей среды?
Проблемой является также производство и утилизация аккумуляторов, содержащих ядовитые компоненты и кислоты. Проблема их утилизации пока не решена, а неправильные действия могут вызвать загрязнение окружающей среды. Так что экологическая чистота электромобиля ставится под сомнение.
Выводы
В любом случае, достаточно полно оценить преимущества сравнительно нового вида автотранспорта можно только тогда, когда большинство автолюбителей пересядет на электрокары. А исходя из современных цен на нефть, а также достижений европейских производителей электромобилей, таких как Tesla Motors, произойти это может довольно скоро. И тогда у экологов появится реальный шанс забить новую тревогу, ведь нет в мире совершенства, и электромобили, как вы смогли увидеть, совсем неидеальны.
«Зеленый» автомобиль 2013 года
Жюри международного конкурса World Car of the Year, состоящее из 66 наиболее авторитетных автомобильных журналистов со всего мира, определило победителя в номинации World Green Car of the Year (Лучший «зеленый» автомобиль года). Им стал электромобиль Tesla Model S.
На электромобиль в базовой комплектации устанавливается батарея емкостью 42 кВт/ч которая обеспечивает запас хода в 250 км. За доплату можно заказать улучшенную батарею емкостью 70 кВт/ч, на которой можно проехать 480 км. Полный заряд от обычной электросети занимает четыре часа, экспресс-заряд — всего лишь 45 минут. Семейный семиместный седан до 60 миль (96 км) в час разгоняется за 5,6 секунд, а максимальная скорость 192 км/ч. Цена базовой версии — $49 990.