Гелевый аккумулятор. Технология. Устройство. Применение
Технологии в развитии аккумуляторной мысли не стоят на месте. Как и всё вокруг они развиваются столь же стремительно. Кто постарше помнят ещё деревянные ящики с пластинами внутри, затем черные «эбонитовые» аккумуляторы с клеммами, залитыми смолой, и отличающиеся особой тяжестью….
Многообразие сегодняшнего аккумуляторного мира не может не впечатлять. Всё больше ёмкости, меньше размеры, дольше служба, шире применяемость, выше возможности. В традиционном понимании аккумулятор это короб, в котором два электрода в виде свинцовых пластин помещены в раствор серной кислоты (электролит), где протекает окислительно-восстановительная реакция и выдаётся электроэнергия на гора. При этом аккумулятор устройство достаточно небезопасное, любое неосторожное обращение с которым грозит невосполнимыми последствиями для наших джинсов. Но как сказано было выше, технологии не стоят на месте и всё бОльшее распространение получают аккумуляторы, в которых вместо привычного жидкого раствора кислоты электролит в гелеобразном состоянии.
Итак, что такое Гелевый аккумулятор?
В широком и обывательском понимании гелевый аккумулятор это аккумулятор, где электролит в виде геля. А ещё интересное бытует мнение, что аккумулятор гелИевый от слова гелий.
На самом деле есть две конкурирующие друг с другом технологии применения «густого» электролита в аккумуляторах
Первая, наиболее распространенная технология — Absorptive Glass Mat (AGM). . В данном случае путем применения пористого заполнителя-сепаратора из стекловолокна, пропитанного электролитом, добиваются его безжидкостного состояния. Такой сепаратор представляет собой пористую систему, в которой каппилярные силы удерживают электролит. При этом количество электролита дозируется так, чтобы мелкие поры были заполнены, а крупные оставались свободными для свободной циркуляции газов. Таким образом, AGM батареи не требуют обслуживания в течение всего срока эксплуатации.
Вторая — Gelled Electrolite (GEL), так называемые гелевые аккумуляторы, электролит в которых имеет гелеобразное состояние благодаря добавлению в него соединений кремния. Гелевый электролит позволяет добиться полной герметичности батареи, так как все газовыделение происходит внутри сильно развитой системы пор в массе геля. Это решает проблему необслуживаемости АКБ.
Итак, такое достоинство «гелевых» аккумуляторов как безжидкостное состояние электролита вылилось в ряд существенных преимуществ этого типа аккумуляторов перед их классическими собратьями.
- Гелевые аккумуляторы и аккумуляторы AGM могут эксплуатироваться в любом положении – вот почему они популярны на экстремальных и спортивных видах техники – самолёты, мототехника, лодки ….
- Аккумуляторы GEL и AGM отличаются безопасностью — нет рисков протекания электролита, исключается возможность выделения газов и опасность взрывов – детские электроигрушки, инвалидные коляски, медицинское оборудование…
- Повышенная виброустойчивость – благодаря тому, что в пространстве между пластинами находится пористый твёрдый наполнитель – стекловолокно или силикагель — в таких аккумуляторных батареях практически невозможно осыпание свинцовых пластин и как следствие, закорачивание и выход из строя.
- Аккумуляторы GEL и AGM максимально эффективны даже в нештатных режимах работы, что позволяет эксплуатировать их в жарких погодных условиях, при температуре до +50°C, или в низкотемпературных режимах, например до -35°C и ниже.
- За счёт своих уникальных технологий аккумуляторы GEL и AGM выдерживают большое количество циклов заряда-разряда, могут продолжительное время находиться в разряженном состоянии, имеют низкий саморазряд. Продолжительность службы таких аккумуляторных батарей 8-10 лет.
Применение
В силу своих характеристик, качеств и достоинств аккумуляторы, изготовленные по GEL и AGM технологиям, находят самое широкое применение:
- Телекоммуникации.
- Системы энергоснабжения.
- Бытовое потребление электроэнергии.
- Системы искусственного охлаждения.
- Транспорт.
- Энергопроизводство.
- Медицина.
И там где надёжность на первом месте.
Ваш ЭнергоМет, аккумуляторная компания.