Грамотные перевозки
О некоторых нюансах работы российских транспортно-экспедиторских компаний.
Клиенты транспортно-экспедиторских компаний не всегда догадываются о том, что они отдают в аутсорсинг осуществление связи с транспортными компаниями, а значит обращаются к посреднику между ними и мировой транспортной системы. Наивно полагать, что у транспортно-экспедиторской компании найдутся не только автомобили, но и поезда, самолеты, корабли…
Для российского рынка таких услуг характерно то, что в транспортно-экспедиторских компаниях работают 10-15 человек. Возглавляет такого рода компанию генеральный директор, который нередко является выходцем из менеджеров этой же сферы, но однажды решивший, что работать нужно на себя. Из тех, кто хорошо трудился «на полях», не всегда получаются хорошие управленцы, потому всеми делами обычно ведают их замы. Они в свою очередь присматривают за работой менеджеров, количество которых растет в зависимости от роста клиентов, особенно постоянных. За лучшими из лучших менеджеров закрепляются VIP-клиенты. Для последних на каком-то этапе становится неважным, с какой они работают компанией, важно, что «их менеджер» все делает безошибочно. Этим менеджеры пользуются, когда решают уйти «на вольные хлеба»: с собой они забирают лучших своих клиентов, которые становятся основой их будущего бизнеса. По принципу «менеджер – директор» рождается огромное множество маленьких транспортно-экспедиторских компаний. Сильнейшие выживают, слабые – покидают рынок.
Выдержавшие конкуренцию компании постепенно растут, расширяют не только штат, но и спектр своих услуг. Многие виды перевозок осуществляются уже на транспорте из личного автопарка. Как правило, в него входят крупногабаритные автомобили. Хорошим PR-ходом и вкладом в сохранение чистоты окружающей среды может стать организованный сбор отработавших (или «отработанных», как их нередко называют) аккумуляторов с последующей их утилизацией. Можно завязать партнерские отношения с дилером аккумуляторного завода или напрямую с заводом (Тюменский аккумуляторный завод, к примеру, занимается не только производством, но и утилизацией аккумуляторов в Москве). Своевременная сдача в утиль аккумуляторов не только сэкономит место в складских помещениях или гараже, но и даст реальную экономическую выгоду: выручив некоторое количество денег за старые аккумуляторы, вы потратите меньше средств на новые.
Утилизация аккумуляторов не только снижает затраты заводов на сырье, но и снижает риск заражения почв от аккумуляторов, выброшенных где-нибудь на свалке или просто на обочине. Осуществляя связь с мировой транспортной системой, транспортно-экспедиторская компания может быть вписанной в систему рециклинга, в экологически просвещенную общность. Переработка аккумуляторных батарей может стать началом экологической деятельности компании.
Российские транспортно-экспедиторские компании по-прежнему остаются своеобразными, поскольку их правовая база оставляет достаточно места для маневров. Посмотрим, как будет меняться этот рынок в зависимости от стадии выхода России из кризиса и в свете изменения ее положения на мировой арене.