Индикаторы аккумуляторной батареи: доверяй, но проверяй
Для удобства визуального определения рабочего состояния аккумулятора на нем имеются специальные индикаторы. (Кстати, внешним видом индикатор чем-то схож с ареометром). Состояние внутри емкости индикатор отображает одним из трех цветов: зеленый — всё отлично, черный — срочно зарядить, белый — «Бобик сдох». Вроде всё в порядке: ведь удобство — на лицо! Кстати, раньше приходилось довольно часто приходилось выкручивать пробки «банок», чтобы узреть состояние внутри емкости. Сегодня же всё гораздо проще. Но есть у многих автовладельцев один вопрос: а насколько точен «диагноз» индикатора? Не может ли он быть ошибочным? Что ж, давайте смотреть. Итак!
К огромному сожалению индикатор не может точно отобразить всю глубину состояния АКБ. Пример: вы видите ваш индикатор — он показывает зеленый. Вроде, всё отлично, да? Но есть нюанс: зеленым ваш индикатор будет и при степени заряда в 100% и при 60%. Ощутили разницу? 40% разницы — это многовато, но индикатор не спешить говорить вам об этом. С одной стороны — тут нет ничего странного, поскольку даже при таком заряде ваше авто нормально заведется. Правда, только в очень теплое время года. А если на дворе — зима? А индикатор показывает, что всё в порядке? А знаете ли вы, что зимой двигатель может не стартовать даже при 75% заряженности батареи — куда уж тут тягаться 60%? Получается парадокс: даже полудохлый аккумулятор будет показывать, что всё в порядке. Но это было бы полбеды, если бы не такой момент, как прокруты при старте: даже «драйвер» со стажем не всегда понимает, что прокруты — это следствие неполной мощности батареи и часто принимает их за дефектность стартера.
Собственно говоря, если просто учесть такие моменты, как плотность электролита и температуру воздуха, то можно сказать следующее: индикатор не является точным показателем действительного состояния емкости батареи! При чем тут плотность и температура? А при том, что плотность электролита понижается как раз в зависимости от температуры воздуха!
Тем не менее, если ваш индикатор показывает вам «белую карточку» (то есть — белый цвет), то в этом случае дальнейшую эксплуатацию батареи следует немедленно прекратить! Почему? Аккумулятор может взорваться, причем — в самом прямом смысле этого слова. В емкости «дохлого» аккумулятора образуется гремучая смесь из водорода и кислорода. Малейшая искра и — «моменто морэ» (моментально в море).
Напоследок ещё один момент: индикатор показывает состояние лишь одной ячейки батареи — в которую он встроен! Таким образом, это ещё один фактор, который указывает на несостоятельность данного «прибора».
В общем, товарищи, индикатор — индикатором, но лучше использовать проверенные способы проверки батареи — специальными приборами. Но об этом — в следующей статье. Удачи!