Продажа автомобиля: как быть, если аккумулятор нерабочий?
Продажа автомобиля – дело тонкое. При испытаниях потенциальным покупателем он должен работать еще лучше, чем работал в последнее время, вернуться в самую первую молодость. Конечно, много чего надо подрегулировать, подшаманить. Но с одной деталью надо поработать лучше остальных. Без нее автомобиль вообще не поедет. С ней тоже, если старая и полудохлая. Что это за мастер продажных конфузов? Аккумулятор, конечно.
У генерала Лебедя был любимый анекдот: «Бабка прочитала на заборе три буквы, попробовала, оказалось – сучок». Чтобы ваша машина так резко не обесценилась в глазах потенциального покупателя, об аккумуляторе надо позаботиться в первую очередь. Идти на торги со старой, ненадежной батареей – не вариант. Что делать, чтобы не попасть в просак и особо не потратиться? Тут есть несколько вариантов.
Вариант №1: Восстановить имеющийся аккумулятор
Круг неисправностей, из-за которых аккумулятор не работает или работает крайне ненадежно, не так уж велик. Наиболее вероятная – сульфатация пластин. Из-за налета сульфата, покрывающего активную массу, емкость батареи сильно падает. На поздних этапах такой АКБ уже не спасешь, но если провернуть спасательную операцию при небольшой сульфатации, аккум будет работать еще долго. При этом, такая «спасательная операция» не отберет много сил и времени.
Следующая беда, которая выводит из строя АКБ – осыпание активной массы, и, как следствие — короткое замыкание. Самое плохое, что может случиться с вашей батареей – обрыв пластин. Случается он при зарядке высоким напряжением и недостатке электролита. Его последствия практически необратимы.
Сульфатация всегда возникает из-за хронического недозаряда батареи, все остальные беды – следствие чрезмерного напряжения.
Десульфатацию (очищение от сульфатных отложений) можно осуществить и дома, если есть нехитрое оборудование. А именно: ареометр, десульфатирующая присадка, очки и перчатки, зарядное устройство, дистиллированная вода, электролит.
Десульфатация производится в несколько этапов:
- Полностью заряжаем аккумулятор. После этого сливаем электролит и промываем внутренности АКБ дистиллированной водой. Делается это все крайне осторожно, с соблюдением техники безопасности. Электролит после этого сдаем организациям, имеющим разрешение на утилизацию химических отходов – он крайне ядовит и содержит половину таблицы Менделеева, причем, не лучшую ее половину.
- В банки заливаем электролит и добавляется десульфатирующая присадка. Перед этим хорошо изучаем инструкцию к присадке: одно неверное действие и процесс пойдет насмарку. Аккумулятор «настаиваем» примерно двое суток (зависит, опять же, от присадки). За это время сульфаты от пластин отойдут.
- Восстановим емкость аккумулятора. Для этого нужно зарядить АКБ малыми токами ~0,1 А. После полной зарядки проверяем плотность электролита в банках ареометром, при необходимости выравниваем ее до необходимых величин.
- После этого разряжаем аккумулятор до 10,5 В. При этом напряжение в каждой банке должно быть не ниже 1,7 В. Разряд можно выполнять соединенными последовательно автомобильными лампами. Определяем мощность ламп и время разряда до 10,5 В. Этих двух чисел достаточно, чтобы высчитать емкость АКБ. Если она достаточна, зарядим аккумулятор половинным током. Теперь им можно пользоваться. Если емкость недостаточно – повторим цикл заряда-разряда до достижения достаточной емкости. После восстановления АКБ в электролит можно добавить еще немного присадки.
Этот способ годен при не слишком сильной сульфатации батарей. Есть еще способы спасения АКБ от более мощных отложений сульфатов на пластинах, но эти способы требуют специальных лабораторных помещений с надлежащей вентиляцией. Если таковые есть – можно попробовать: провести восстановление обратным током
Для реализации этого способа понадобится источник питания повышенной мощности. Подойдет, в частности, сварочный трансформатор. Выходное напряжение трансформатора должно быть не меньше 20 В, а сила тока более 80 А. Проверьте, нет ли в аккумуляторе короткого замыкания. Если есть, то этот способ во — первых, не сработает, а во-вторых, подвергнет вашу жизнь опасности.
Клеммы от трансформатора подцепляются обратным образом плюс к минусу, минус – к плюсу. Перед началом процедуры пробки должны быть вывернуты, а уровень электролита соответствовать норме. Трансформатор включается на 30 минут. Все это время выделяется много тепла, электролит кипит и даже выплескивается. Так что, место операции должно быть оборудовано по всем правилам. После окончания зарядки электролит сливается (на утилизацию, как и говорили выше), нутро батареи промывается дистиллированной водой, заливается до должного уровня новый электролит. Затем, аккумулятор заряжается уже обычным способом, при нужде проводится несколько контрольных циклов, тем же способом, о котором было написано выше.
Метод выглядит экстремально, безусловно. Больше подходит для юного химика с лабораторией, чем для занятого человека, у которого каждая минута на счету. Да и панацеей, конечно, не является. Иногда, после таких «реанимационных процедур» батарея умирает уже раз и навсегда.
Еще один «экстремальный» способ спасения батареи от чрезмерной сульфатации. Используется на безнадежной батарее, которую не жалко будет с чистой совестью сдать в утиль в случае неудачи опыта. Аккумулятор заряжаем, сливаем электролит, промываем дистиллированной водой. В пустые банки заливаем раствор этилендиаминтетрауксуснокислого натрия. Батарею с открытыми банками нужно оставить на полчаса-час. Будет активно выделяться газ, а моноблок – нагреваться. По сути, этот способ подобен удалению накипи со стенок электрического чайника при помощи добавления в воду уксусной кислоты. Кончилось газообразование – чайник, в данном случае, аккумулятор, чист. Сливаем реактив, промываем аккум дистиллированной водой на 2-3 раза, заливаем новый электролит и заряжаем аккумулятор. Какое-то время такой АКБ еще проходит.
Вариант №2: Обратись в сервисный центр
Все перечисленные процедуры не обязательно делать самостоятельно – батарею можно отвезти в аккумуляторный сервис, где меры спасения проделают специалисты с опытом подобных манипуляций. Весь вопрос в том, возможно ли реанимировать полумертвый аккум или нет.
Еще легче, если аккумулятор не безнадежен. Скажем, разряжен, но заряд более-менее держит, а у вас, скажем, зарядного устройства нет. Тогда зарядить, испытать, надолго ли хватает заряда, и вперед, на свидание с покупателями. Зарядка в сервисном центре и небольшую сульфатацию может удалить: тамошние зарядные наполняют аккум током по специальной схеме, напоминающей несведущему автомобилисту американские горки с постоянным понижением и повышением силы зарядного тока.
Вариант №3: Купить б/у аккумулятор
Сейчас сделать это проще простого: никаких объявлений в газеты и муторного изучения прессы. Открыл тот же самый «Авито», вбил необходимый товар и выбрал. Плюс у таких батарей один – цена. Минусов может быть много и они разнообразны.
Казалось бы, первое, на что стоит обратить внимание при покупке б/у аккумулятора – дата производства. Но это не совсем так. Например, 2-годичный аккум может полностью выработать свой ресурс, а 4-х – отличаться по характеристикам от нового только на 10%. Зависит это и от владельца и от частоты использований, и от электронной системы автомобиля, и от самого, конечно, аккумулятора.
Поэтому, перед покупкой АКБ б/у следует запастись небольшим арсеналом оборудования:
- Нагрузочная вилка. С помощью нее можно выяснить, нет ли в батарее замыкания и способна ли она выдержать нагрузку в 100 А.
- Тестер для АКБ. Определяет ток холодной прокрутки и стартовые характеристик батареи. Так же, при помощи него можно дать нагрузку идентичную пусковой и посмотреть, как АКБ реагирует на стартовую токоотдачу.
Понятно, что не у каждого есть такие приборы дома. Поэтому, тест можно ограничить несколькими пусками автомобиля с коротким интервалом (если дело происходит в теплое время года) или длинным (зимой). В случае, если проблем не возникает, аккум можно брать смело. Если завелся пару раз, а потом «забуксовал», брать тоже можно, но придется провести десульфатацию и зарядку в сервисном центре, после чего аккум позволит продать машину, при этом не сев в лужу и не ударив в грязь лицом. Конечно, такие испытания возможны если у вас имеется новый автомобиль или запасной аккумулятор. Либо же, продемонстрировать возможности товара решится самый великодушный продавец.
Меньше всего вы рискуете в случае, если батареи б/у реализует собственно сервисный центр. Тогда, все проверки для вас будут произведены на месте, и в качестве АКБ сомневаться не придется. Тут есть только одно условие: не стоит доверять маленьким магазинчикам и точкам-однодневкам, иначе, завтра вы рискуете не найти горе-продавцов, всучивших вам одноразовый аккумулятор.
Вариант №4: купить недорогой новый АКБ
Как вы уже убедились, предыдущие три способа не освобождали от трат времени и денег, при этом ни один не давал стопроцентной гарантии от провала перед потенциальным покупателем. Поэтому, есть и четвертый способ, при котором тратятся только деньги. Попросту купить новый аккумулятор из категории супербюджетных. С учетом скидки за утилизацию того самого, погибшего АКБ, уложиться можно в 1500 – 2000 рублей. При этом, новый АКБ вам не только всесторонне проверят, но и выдадут на него гарантию. Которую можно будет, в качестве приятного бонуса, передать новому владельцу автомобиля.
Хорошо подойдет в этом качестве батарея «Чемберлен Tyumen Battery», доступная к покупке во всех магазинах ООО «Энергомет». Качество сборки и комплектующих Тюменского Аккумуляторного Завода, тяжелые, емкие пластины (масса на 2 кг больше, чем у конкурентов), удобные, крепкие корпуса, бюджетная цена, солидные скидки в обмен на утилизируемую батарею. И, главное, три года гарантии. Таких предложений просто больше нет на бюджетном рынке, где распространены 13-ти килограммовые аккумуляторы с годичной гарантией и сомнительным местом производства.
Можно много морочиться, получить степень магистра по подпольной химии, перевернуть все сервисные центры в попытках реанимировать свой мертвый аккум, съездить по 3-4 адресам продажи б/у и не получить никакого результата. А можно приобрести «Чемберлен Tyumen Battery» и оставить на своей машине в наследство будущему владельцу недорогой, но надежный аккум.
Выбор за вами! Удачи в продаже автомобиля!