Свинцовые клише: Стереотипные ошибки при выборе аккумулятора к зиме
Со временем, информация о выборе любого товара обрастает домыслами, штампами и рекламными формулами. Так появляются масло без холестерина и бездрожжевой хлеб, ставшие притчей во языцех. В преддверии зимы, мы пройдемся по самым распространенным стереотипам, касающимся выбора автомобильного аккумулятора.
Тяжелый = надежный
Автомобилисты со стажем часто ориентируются на массу аккумулятора, как на основной технический параметр. Считается, что чем больше АКБ содержит свинца, тем больше ее токи и емкость. С этим бы можно было полностью согласиться, будь на дворе 1984 год, когда можно было купить только обслуживаемый сурьмянистый аккумулятор. Принцип работы АКБ с тех пор не изменился, под капотом все та же свинцово-кислотная батарея из шести двухвольтовых банок. Но комплектующие, их состав и технологии изготовления сильно разнятся от одного аккума к другому. В частности, масса литых и высечных решеток пластин одинакова, но вторые более долговечны. Получается, масса одна, а эффективность отличается.
Чего уж говорить о присадках к активной массе. Кальциевые и малосурьмянистые батареи заметно отличаются в эксплуатации, каждый тип дает свои плюсы и минусы, при этом, масса не различается. В конце концов, существуют АКБ, в которых активная масса укреплена оксидом кремния, на рынке имеется много вариантов батарей с нестандартной геометрией рисунка пластин. Различия в массе у них выявят только электронные весы, а эффективность устройства может смело накинуть пару лет на срок службы батареи.
Емкостные характеристики важны при выборе АКБ
Сейчас, в эпоху автосервисов и ЕГЭ, можно воочию увидеть автомобилистов, уверенных, что пусковой ток аккумулятора измеряется в ампер-часах. Ведь именно ампер-часы чаще всего фигурируют в числе технических характеристик АКБ, они даже указываются в названии модели аккума. Наверное, по этой причине и возникла легенда, будто установка аккумулятора с емкостью, превышающей рекомендованную, чревата для электросистемы автомобиля. Якобы, генератор может сгореть от нагрузки.
Но подумайте сами: от увеличения емкости батареи под капотом, что, растет потребление бортовой электроники? То-то и оно. Генератор лишь «добавляет» в аккумулятор ровно столько энергии, сколько было затрачено. Поэтому, нижнее ограничение по емкости батареи – рекомендованная от производителя автомобиля. Верхняя граница зависит только от здравого смысла и места под капотом.
Другое дело, показатель CCA – ток холодной прокрутки. Эта цифра показывает, какой ток может отдать батарея. И здесь цифры в пределах одного типоразмера могут заметно различаться. Допустим, аккумуляторы с емкостью 65-70 Ач, могут дать силу тока от 600 до 750 А, разница на четверть. Понятное дело, что вторая батарея более предпочтительна при солидных нагрузках на энергосистему, езде в режиме пробок и старте в сильные холода. Кроме того, чем выше максимальные токи, тем меньше внутреннее сопротивление батареи.
Индикатор заряда делает батарею более эргономичной
Индикатор заряда делает внешний вид аккумулятора более футуристичным. В зеленом глазке есть что-то магическое для мало знакомого с устройством аккумулятора автолюбителя. Он даже название такое на английском языке имеет – магический глаз. Но основная задача «магии» в этом случае – показать покупателю, что он приобретает современный, а значит, более качественный товар. Так экстрасенсы, чтобы произвести на клиента наибольшее впечатление, надевают черные хламиды и развешивают по офису головы сушеных летучих мышей.
Почему такое пренебрежительное сравнение? Так ведь индикатор зарядки (который суть встроенный ареометр) находится в одной банке. Для полного технического контроля все равно придется производить замеры в каждой из банок. А если «юзать» батарею по-наитию, периодически подзаряжая, то глазок все равно не подскажет, когда вовремя провести заряд: был зеленым, автомобиль пришлось пару раз завести на январском морозе – и вот уже разряд.
«Экзамен» нагрузочной вилки – гарантия качества
Считается, что проверка нагрузочной вилкой позволяет сказать, качественный перед нами аккумулятор или нет. На самом деле, 200А, которые забирает проверочный прибор, далеко не всегда хватит для пуска отрегулированного двигателя при положительных температурах. Но для уверенности в батарее необходимо знать во-первых, как она отреагирует на нагрузку, сопоставимую с пуском в сильный мороз (-18 С).
Так что, для собственной уверенности в покупке, нужно добиться от продавца либо проверки значительными токами (~500 А), либо замеров при помощи анализаторов с коррекцией по температуре. Такие устройства при комнатной температуре спрогнозируют реакцию аккума на нагрузку в мороз.