Великолепная восьмерка
В позднем СССР было восемь заводов, производивших свинцово-кислотные аккумуляторы. Суммарно они выдавали 10 миллионов АКБ в год. В то же время, автопарк Страны Советов составлял всего 12,5 миллионов штук. Таким образом, внутреннего производства с лихвой хватало, чтобы обеспечить первичный и вторичный рынок, да еще и на экспорт львиную долю выпущенных аккумуляторов отправить. Сейчас легковой автопарк одной России приближается к 40 миллионам штук, а число заводов осталось прежним – восемь. При этом, внутренний рынок РФ поделен точно пополам между «местными» и импортными аккумуляторами. «Россиянам» постоянно приходится выдерживать конкуренцию с разрекламированными «немцами» и «корейцами», дешевыми «сербами» и «поляками». Пока доля «местных» относительно устойчива – 6 миллионов произведенных батарей в год. Расскажем о героях, выживших или появившихся в 90-е годы и не затонувших под давлением монстров аккумуляторной индустрии в 2000-х.
АКОМ
Эта компания сегодня лидирует среди производителей автомобильных АКБ в России. И по числу произведенных батарей и (согласно отзывам автомобилистов) по качеству. А ведь всего 15 лет назад такого имени не было на промышленной карте России.
Начало 2000-х стало временем огромных инвестиций в российскую экономику, отошедшую от постсоветских потрясений и пестрившую «белыми пятнами». Одним из таких белых пятен была аккумуляторная индустрия. С одной стороны, благосостояние россиян росло, а вместе с ним и рос автопарк страны. С другой – аккумуляторная промышленность почти вымерла за 90-е годы и только-только начинала поднимать голову. Этим, конечно, не мог не воспользоваться заграничный капитал, а именно, корпорация EXIDE. Во многом, их стараниями на базе жигулевского завода ОАО «ЭнергоТехМаш» возник завод по сборке аккумуляторов из заграничных комплектующих. Так в 2001 году родилась компания АКОМ. Предприятие активно развивалось и всего за пару лет вошло в пятерку лидеров индустрии на территории России.
Жигулевцы сотрудничали не только с EXIDE: в 2005 году было создано совместное предприятие с немецкой VARTA, принадлежащей американcкой корпорации Johnson Controls. В результате этого, АКОМ сейчас является единственной компанией на территории Восточной Европы, получившей право создавать аккумуляторы VARTA по немецкой технологии на своих производственных мощностях. К тому же, сотрудничество с двумя крупнейшими в мире аккумуляторными корпорациями сказалось на качестве и технологиях АКОМ.
К 2010 году АКОМ покорилась проектная мощность в 1,5 миллиона созданных батарей ежегодно. А через два года образуется холдинг «Группа компаний АКОМ», в который входят:
-аккумуляторный завод (ЗАО АКОМ),
-завод пластмассовых комплектующих (ЗАО «Люкс Стар),
-металлургическое производство (ООО «АКОМ Инвест»),
-торговая компания (ЗАО «ТМС),
-научно-исследовательская площадка (ЗАО «Аккумулятор инноваций»).
Такого сообщества компаний в рамках холдинга АКОМ хватает, чтобы на собственных мощностях производить сырье для комплектующих, комплектующие АКБ, собственно батареи и реализовывать их в своей дилерской сети, не забывая об инновационных разработках. Системный подход позволяет АКОМ уже в ближайшие годы заметно увеличить объемы производства и вливаний в исследовательскую работу. Если планы руководства холдинга не сорвутся, через два года АКОМ будет штамповать собственные литий-ионные источники питания, увеличит экспортные поставки в соседние государства.
Компания АКОМ сейчас – это кальциевые аккумуляторы для легковых авто емкостью от 45 до 100 Ач и малосурьмянистые батареи емкостью от 140 до 225 Ач для грузовых автомобилей. Существующие бренды компании: Bravo, Reactor, Forward, «AKOM».
Практически с момента основания компания зарекомендовала себя как производитель качественных и современных аккумуляторов. Поэтому, именно жигулевцы обеспечивают значительную часть первичного рынка России. Батареи АКОМ находятся под капотами машин, произведенных на заводах АвтоВАЗ, ПАЗ, УАЗ, ГАЗ, «Форд Соллерс», «Соллерс», «ИжАвто», «Дервейс».
Тюменский аккумуляторный завод
Завод был основан в трудном для страны 1941 году. Направлена его работа была, конечно, на нужды фронта. В дальнейшем завод переквалифицировался на гражданские нужды и на долгие годы захватил лидерство в советском аккумуляторостроении. На рубеже 60-х-70-х годов количество личных автомобилей в Советском Союзе стало резко расти, промышленность, разумеется, отреагировала на это. В 1971 году Тюменский завод был почти полностью перестроен и стал выдавать миллион батарей четырех наименований ежегодно.
Тюменцы первыми в стране организовали производство необслуживаемых аккумуляторов емкостью 55 Ач. Для этого было специально закуплено оборудование из Австрии. Произошло это в 1985 году. Тогда же тюменцы стали выпускать пластиковые моноблоки для этого типа АКБ.
В 1987 году тюменцы взяли курс на расширение линейки производимых аккумуляторов, а так же стали самостоятельно изготавливать комплектующие для своих батарей. Только в период с 1987 по 2001 год Тюменский аккумуляторный завод освоил и модернизировал 27 типов аккумуляторов для разных видов техники: от автомобилей до электростанций и тепловозов. Помимо аккумуляторов завод выпускает электролит, запасные части и детали для ремонта всех типов АКБ.
Сейчас Тюменский завод работает полностью на собственных сырье и комплектующих. Помимо предприятий по производству свинцово-сурьмянистого сплава, кальциевого сплава, чистого свинца и рекуперации полипропилена, в состав ЗАО «Тюменский аккумуляторный завод» входят пункты сбора и переработки аккумуляторного лома. Тюменцы, таким образом, вносят большой вклад в экологическую безопасность России в целом.
Тюменский завод организовал большую сеть оптовой и розничной продажи своих аккумуляторов, которая охватывает 42 города России, достаточно представительств тюменцев и в странах СНГ. Несмотря на то, что Тюмень находится далеко от европейских центров АКБ-строения, у завода имеется совместное предприятие с итальянскими и австрийскими аккумуляторщиками – «Росавит». СП производит пластмассовые детали и комплектующие для батарей.
Курские аккумуляторы
На курской объединенной производственной площадке базируются два предприятия: ООО «Курский завод «Аккумулятор» и ООО «ИСточник ТОка Курский» («ИСТОК»). Суммарно эти предприятия дают 1,2 миллиона аккумуляторных батарей, уступая по этому параметру только ЗАО АКОМ.
«Аккумулятор» ведет свою историю от «Курского аккумуляторного завода», основанного в 1944 году. Завод был одним из самых универсальных в СССР: на его мощностях производили свинцово-кислотные, щелочные, никель-кадмиевые батареи для многих отраслей народного хозяйства и частного пользования. Именно куряне создали аккумуляторы, которые долгие годы служили верой и правдой на модулях советских орбитальных станций «Союз» и «Мир».
В середине 90-х на курском заводе была проведена полная модернизация. Провести ее удалось за счет установки оборудования, закупленного у EXIDE и VARTA. С тех пор, компания самостоятельно выпускает весь объем свинцовых сплавов для своего производства.
В настоящее время, «Аккумулятор» выпускает:
-свинцово-кислотные аккумуляторы для автомобилей и тракторов (стартерные), объектов энергетики, железнодорожных узлов и связи (стационарные), промышленного электротранспорта (тяговые),
-щелочные аккумуляторы для железных дорог, шахт и электротранспорта,
-никель-кадмиевые для военной техники и предприятий народного хозяйства.
ООО «ИСТОК» было основано в 2002 году. Компания стала совместным проектом украинской МНПК «Веста» и «Курского аккумуляторного завода». Батареи «ИСТОК» производятся на передовом зарубежном оборудовании «WIRTZ» (США), «Sovema» (Италия), «DIGATRON» (ФРГ). «Источник Тока Курский» имеет широчайшую линейку выпускаемой продукции: выпускаются батареи емкостью от 9 до 225 Ач.
Сейчас заводы «Аккумулятор» и «ИСТОК» работают как единая производственная площадка. Очередная перестройка завода позволила увеличить объемы производства. В 2014 – 2015 году предприятия из Курска смогут суммарно давать потребителю 5 миллионов АКБ.
Потребителями курских аккумуляторов являются крупные предприятия России и стран СНГ, дальнего зарубежья. Мото- и автомобильные аккумуляторы курского исполнения поставляются на автосборочные конвейеры России, существует развитая дилерская сеть, охватывающая практически все государства СНГ.
ООО «Tubor»
Не только компания АКОМ обязана своим существованием корпорации EXIDE. Предприятие TUBOR Accumulating Energy, основанное в 1999 году в городе Бор Нижегородской области так же не появилось бы без помощи заокеанского гиганта. ООО «Tubor» было основано на рубеже тысячелетий как совместное предприятие при посредничестве входящей в состав EXIDE испанской компании Tudor. Выбор места для новой компании был основан на ряде логистических преимуществ: Нижегородская область является огромным рынком для сбыта АКБ, а сам Нижний Новгород, городом-спутником которого является Бор, находится на пересечении многих важных транспортных артерий общероссийского значения.
Уже в 2000 году с конвейера завода в Боре сошли первые аккумуляторы Tudor. Это были первые свинцово-кальциевые батареи, произведенные в России, хоть российскими их назвать и нельзя – предприятие поначалу занималось лишь сборкой батарей по лицензии.
В 2001 году Tubor выпустил первые батареи собственной марки TITAN. Эти кальциевые АКБ до сих пор остаются одним из самых продаваемых российских брендов. Двумя годами позже завод освоил производство сурьмянисто-кальциевых гибридных аккумуляторов, именно по этой технологии, согласно договоренности с компанией Tab, в Боре до 2007 года выпускались АКБ Topla.
Свой второй известнейший бренд Tubor запустили в 2007 году – кальциевые батареи эконом-класса COBAT Energy сразу стали хитом продаж.
Со временем, инженеры Tubor сменили технологию флагманских брендов: свинец батарей TITAN стали легировать серебром, а кальциевый сплав COBAT «разбавили» сурьмой для оптимизации характеристик.
Среди последних значимых разработок компании – проект микрогибридной батареи для работы в режиме Start Stop. Здесь Tubor, как уже бывало, взялся осваивать совсем новую для российского аккумпрома нишу.
Компания Tubor на рынке представлена брендами TITAN, COBAT, TUBOR, OEM, BATREX, VAIPER, BAT.
В последние годы представители Бора все активнее действуют в работе с автопроизводителями. У Tubor уже сейчас имеются совместные проекты с VW, Volvo, Renault, Nissan, Ford.
ЗАО «Аккумуляторные технологии»
Завод-предшественник «Аккумуляторных технологий» был основан в городе Свирск Иркутской области в 1938 году. В предвоенные годы было стратегически важно развивать производство как можно дальше от западных границ страны. Именно в Свирск был эвакуирован в начале войны Ленинградский аккумуляторный завод, что заметно повлияло на развитие нового завода.
«ВостСибЭлемент», предшественник «АкТех», одним из первых стал выпускать гальванические элементы нового типа на японском оборудовании Toshiba.
Хаос девяностых производство не пощадил. В 1999 году «ВостСибЭлемент» был реструктурирован в «АкТех», завод практически отстроили заново. Новейшее оборудование EXIDE позволило компании в короткие сроки стать одним из значимых игроков российского рынка.
Сейчас завод является одним из самых стабильных в России, ежегодные объемы производства «АкТех» колеблются от 500 до 750 тысяч батарей. В линейке имеются кальциевые, малосурьмянистые и гибридные аккумуляторы, по емкостным характеристикам компания «Аккумуляторные технологии» охватывает практически весь легковой и грузовой транспорт (45 – 220 Ач).
«АкТех», в основном, работает на вторичном рынке, имеются контракты и с автопроизводителями (ГАЗ, УАЗ, ИжАвто, АвтоВАЗ). Покупателям компания известна, прежде всего, блестяще зарекомендовавшими себя аккумуляторами «Зверь». Другие бренды «АкТех» — VSA, Solo, Duo, «Орион», «АкТех».
ООО «Тангстоун»
История этой компании напоминает историю человека, не прижившегося на своей родине и отправившегося на поиски счастья в чужие края. Компания Tungstone была основана в 1901 году на территории английского графства Лестершир. К середине века завод сумел выйти на первичный европейский рынок. Тогда, еще до автомобильного бума, батареи Tungstone устанавливались на автомобили Citroen, Fiat, Vw. В 60-е завод стал официальным поставщиком комплектующих для автогиганта Ford.
В начале 2000-х руководство компании приняло решение переместить производство из оккупированной аккумуляторными корпорациями Западной Европы в Европу Восточную. Выбор пал на Россию. В Рязани английские инженеры совместно с российскими специалистами оборудовали современный аккумуляторный завод. Место для аккумуляторного завода, с точки зрения логистики, англичане подобрали почти идеально: Рязань располагается на трассе М-5, поэтому батареи Tungstone удобно доставлять и в Москву и в насыщенную потребителями АКБ агломерацию Самара-Тольятти.
Первая батарея с конвейера Tungstone вышла в 2009 году, максимальный объем производства компания выдала в 2013 году – 200 тысяч аккумуляторов. На настоящий момент завод работает не в стопроцентном режиме – его проектная мощность составляет 1 миллион батарей в год.
Завод Tungstone выпускает аккумуляторы марок Sputnik, Silver Start, Contact, Tungstone, продает аккумуляторы частным брендам на заказ. Английские рязанцы отлично зарекомендовали себя на российском рынке, в результате чего получили заказ на поставки АКБ собственной марки от завода КамАЗ.
ЗАО «Алькор»
Еще один представитель Тюмени в списке, с «Тюменским аккумуляторным заводом», впрочем, никак не связанный. Компания появилась благодаря стараниям крупных инвесторов в 2002 году. К 2005 на тюменской земле был отстроен современный завод, оснащенный американским, канадским, итальянским оборудованием. Проектная мощность завода составила 1 миллион батарей в год.
Компания «Алькор» быстро наращивает темпы производства. Только за последние 3 года объемы произведенных АКБ выросли вдвое. Спрос на вторичном рынке на батареи «Алькор» велик, благодаря правильному позиционированию собственной продукции и активной работе дилерских центров в 30 крупных городах России. Тюменцы выпускают аккумуляторы европейских и азиатских типоразмеров с прямой и обратной полярностью. В частности, кальциевые SPACE и BURAN емкостью от 50 до 110 Ач и гибридные Tyumen BatBear, Arctic BatBear, «Ямал», «Тюменский медведь» емкостью от 55 до 225 Ач.
ОАО «Электроисточник»
Итак, мы подошли к старейшему из ныне существующих российских производителей АКБ. Завод в Саратове был основан в 1929 году, деятельность его была направлена на обеспечение оборонной промышленности. Именно «Электроисточник» был главным поставщиком аккумуляторов для фронта, близость к районам боевых действий позволяла быстро доставлять элементы питания нуждающимся войсковым соединениям. За значительный вклад в Победу предприятие было награждено высшей государственной наградой – орденом Ленина.
В дальнейшем, «Электроисточник» оставался главным поставщиком в оборонной отрасли. Практически все корабли советской космической программы были оснащены саратовскими батареями.
В 90-х предприятие стало работать не только на «оборонку»: ныне «Электроисточник» поставляет аккумуляторы на конвейеры ГАЗ, Урал, КамАЗ.
В 2012 году «Электроисточник» был признан банкротом, в результате чего саратовцы объединились с компанией «АкТех».
В настоящее время завод выпускает стартерные авто- и мотобатареи по гибридной и малосурьмянистой технологии торговых марок «Форсаж», «Пилот» и «Стандарт». Помимо этого, саратовцы выпускают свинцово-кислотные авиационные батареи, серебряно-цинковые источники тока. «Электроисточник» по-прежнему играет важную роль в обеспечении гособоронзаказов.