Зарубежные аккумуляторы на российском рынке: кто сохранит свои позиции? (часть 1)
Пословица «беда не приходит одна» очень точно подходит для времен экономических кризисов. Конечно, если не считать нынешний виток развития экономики за один сплошной кризис с редкими моментами роста (относительность этого роста, определяемого повышением ВВП, в состав которого включают, например, непроизводительный банковский сектор, не обсуждал только ленивый).
Во время кризисов, помимо фактического роста стоимости товаров и услуг, буквально из воздуха появляются наценки со стороны недобросовестных предпринимателей, пытающихся за счет удорожания продукции покрыть собственные риски. Начинается это с крупного бизнеса, а малый и средний становятся заложниками ситуации, зажатые огромными кредитными процентами и постоянно повышающимися расходами на производство из-за закупок у крупных бизнесменов, уже прикрывших свой карман от возможных потерь. А последним пострадавшим звеном становится покупатель. Особенно больно ударяет кризис по автомобилистам. Даже если стали чуть-чуть дороже бензин, «расходники», услуги сервисов, запчасти, суммарная стоимость поездок вырастет раза в полтора.
Сейчас, после почти года взаимных ограничений торговли между Россией и ЕС, снижения курса рубля, автолюбителям пришлось серьезно затянуть пояса. Выросла цена и на автомобильные аккумуляторы, в первую очередь, конечно, на зарубежные. Пока нет ясности, насколько понизится доля иностранных АКБ на российском рынке в нынешнем году. По словам главы компании АКОМ Николая Игнатьева, за 2014 год импорт аккумуляторов в Россию упал на 25%. Подобное снижение наблюдалось в кризисном 2009 году. Тогда импорт уменьшился на 22%. Но покупать зарубежные батареи люди будут все равно. Кто-то уверен в немецком и американском качестве, кто-то нуждается в аккумуляторе, аналогов которого российские производители еще не выпускают. Рассмотрим десятку лидеров отечественного рынка предкризисного 2013 года и рассудим, по каким причинам они могут остаться «в тренде» несмотря на экономическую ситуацию в России.
Johnson Controls
Год назад на один отечественный АКБ, проданный в России, приходился один зарубежный. Каждый пятый из них производили вездесущие американцы Johnson Controls Inc.
Компания, основанная на заре аккумуляторостроения, в промышленном городке Милуоки, до 70-х годов не претендовала на мировую гегемонию в отрасли. Но ряд последовательных сделок по покупке крупных аккумуляторных производств привел к тому, что такие бренды, как VARTA, HOPPECKE, Optima, Berga стали продукцией американской корпорации. В России JC знают прежде всего по батареям VARTA. Приобретение 80% производства VARTA AG в 2002 году позволило американцам застолбить значительную часть рынка Восточной Европы.
Именно батареи VARTA составляют почти 100% поставок Johnson Controls в Россию. Неудивительно: ни один другой бренд не обладает таким магическим воздействием на сознание отечественного автомобилиста.
Прогноз: объем продаж американцев на территории России снизился за прошлый год на треть. Причины прозрачны: большинство наименований той же марки VARTA – аккумуляторы премиум-класса, которые автомобилисты, в условиях жесткой экономии перестали покупать «про запас», не по потребностям своего автомобиля. В то же время, бюджетные модификации VARTA, равные по качеству и характеристикам бюджетным батареям российского производства, потеряли своего покупателя из-за роста цены. Тем не менее, мы ожидаем от JC если и понижения продаж, то незначительного. Во-первых, бренд считается лучшим, так уж сложилось в коллективной психике. А значит, найдутся те, кто купят батарею с этикеткой VARTA почти за любые деньги. Во-вторых, гелевые и «STOP-START» аккумуляторы JC действительно имеют мало аналогов, доступных к покупке в стране. Поэтому, желающим приобрести технологичные АКБ так и так придется раскошелиться, не на VARTA, так на Bosch или Exide.
«Веста»
Один из крупнейших европейских производителей, не входящих в состав американских корпораций (наряду с Mutlu и Bosch), сильно пострадал на волне украинского кризиса. В ведении компании по прежнему остаются два завода в Днепропетровске – «Веста-Днепр» и «Веста Индастриал», но большая часть производства простаивает. Компания, еще в 2013 году произведшая 7,5 миллионов АКБ вынуждена была снижать объемы выработки, а сейчас заводы в Днепропетровске просто стоят. Украинцы больше всех снизили поставки в 2014 году (аж на 72%). Некогда первое в Украине аккумуляторное производство находится в крайне тяжелом состоянии.
Прогноз: предпосылок тому, что компания выкарабкается из кризиса и быстро вернет свои позиции не заметно. Если Веста восстановит в ближайшее время производство, то качество их АКБ явно упадет: учредитель АКОМ Николай Игнатьев заявлял в прессе, что украинцы предлагали его компании купить австрийское сборочное оборудование. Он же уточнил, что оборудование, приобретенное днепропетровцами по лизингу, уже распродается банком из-за того, что так и не было своевременно оплачено.
Жесткая антиукраинская пропаганда российских СМИ и события в сопредельном государстве, в свою очередь, тоже заметно влияют на доверие к фирме. Одной надписи «Украина» в графе «страна-производитель» значительной доле покупателей уже достаточно, чтобы не покупать даже качественный АКБ. В довершение, сама личность руководителя компании, Дениса Дзензерского, слишком компрометирована, что, в глазах рядовых покупателей, бросает тень на производство в целом.
Mutlu
Эти батареи из турецкой столицы, Анкары, хорошо знакомы автомобилистам старшего поколения. Они были первыми среди импортных АКБ на советском рынке. Их поставки в страну начались в 1980 году, покупателем являлся ВАЗ. У СССР были неплохие отношения с Турцией, а батареи Mutlu, как и сейчас, входили в число передовых мировых АКБ (например, необслуживаемые батареи турки запустили в производство еще в 1987 году). Началось советско-турецкое сотрудничество с миллиона батарей в год, в течение следующего десятилетия цифры только росли. В 90-е, когда собственный аккумпром еле дышал, а рынок наводнили самые невероятные подделки известных брендов, купить заводскую Mutlu было огромной удачей.
В 2013 году турки реализовали в Россию 720 тысяч АКБ. Инженерами Mutlu разработана специальная серия для экстремальных холодов нашей страны, прочие серии так же позиционируются компанией, как холодостойкие и виброустойчивые (при среднем российском качестве дорожного полотна – огромный плюс).
Прогноз: турки если и потеряют покупателей, то только в эконом-сегменте. Доброе имя и стабильно высокое качество сыграют свою роль, особенно, когда дело коснется «флагманских» марок – Mega Calcium и Evolution, которые, не уступая аналогам от VARTA и Exide, вероятно, еще больше оторвутся от них по цене.
Bosch
В Европе автокомплектующие и бытовая техника Bosch известны с начала 20 века, немцы разработали кучу деталей современных авто – от первой свечи зажигания до первого автомобильного кондиционера. В России официальное представительство компании появилось в 1997 году. В настоящее время оно занимается реализацией и сервисным обслуживанием огромного количества комплектующих: от систем зажигания и стартеров до антиблокировочных систем и оборудования для сервисов.
Сейчас компания Robert Bosch GmbH тесно сотрудничает с Johnson Controls Inc. Гиганты рынка объединили усилия, производственные мощности, конструкторские наработки, в результате чего тандем занял лидирующее положение в производстве высокотехнологичных аккумуляторов.
Суммарные поставки с конвейеров Bosch на российский рынок в 2013 году составили 470 тысяч штук. Занять такие серьезные позиции немцам позволила широта линейки и инновационный подход к производству АКБ. Не последнюю роль сыграло имя – бренд Bosch один из самых упоминаемых в мире техники.
Прогноз: параллели с Johnson Controls напрашиваются сами собой. По сути, между линейками аккумуляторных брендов VARTA и Bosch очень небольшие различия, между некоторыми наименованиями – только в этикетке. Согласно опросам автомобилистов, рейтинг предпочтения в адрес двух этих марок АКБ примерно одинаков, поэтому покупаемость Bosch снизится не сильнее, чем у американцев. Скорее всего, свои позиции потеряют бюджетные батарейки Bosch, в то время, как более технически совершенные все равно будут куплены из-за своих показателей. Стоит заметить, что два крупнейших распространителя Bosch в России – «Катод-Юнион» и «Автоюнион-Бат» контролируют более половины объема продаж этих батарей. Поэтому, ситуация на рынке во многом зависит от того, какую торговую политику изберут эти крупные дистрибьюторы.
Exide
Во многом, эта корпорация повторяет судьбу Johnson Controls. Обе компании были основаны еще в конце 19 века в США, став одними из первых игроков на совершенно пустом тогда рынке батарей. Обе компании сначала последовательно скупали производства на территории США, затем, на рубеже 90-00-х годов выкупив несколько значимых европейских аккумуляторных фабрик. Если JCI достались немцы VARTA и HOPPECKE, то компании из Принстона (штат Нью-Джерси) купила польский Centra, интернациональный Tudor и немецкий Hagen – других важных европейских флагманов индустрии.
Сейчас компания Exide Tecnologies выпускает около трети мировых и европейских АКБ. Примерно 90% батарей различных брендов, принадлежащих Exide, реализуются через персональную дистрибьюторскую сеть ООО «Эксайд Технолоджиз», представительства которой находятся в Москве, Красноярске, Челябинске, Казани, Туле, Ростове-на-Дону.
Прогноз: Exide всегда отличались гибкой ценовой политикой, во многом, благодаря собственной дистрибьюторской фирме. Вероятно, компания сможет уйти от резких повышений цен и сохранит своего клиента. Сохранить цены на свои автомобильные аккумуляторы в пределах разумного, представителям Exide поможет производство промышленных и стационарных аккумуляторов, которые на внутрироссийском рынке в дефиците.