Зарядка автомобильных аккумуляторов
В процессе всего периода эксплуатации, автомобильные аккумуляторные батареи (АКБ) требуют периодического заряда специальными зарядными устройствами. Дело в том, что генератор автомобиля не всегда может обеспечить полный заряд АКБ, например, в зимний период, после коротких поездок, когда аккумулятор просто не успевает зарядиться, а также в других подобных ситуациях, кода приходится поддерживать аккумулятор в заряженном состоянии. Нельзя допускать длительного нахождения АКБ в разряженном состоянии, так как из-за этого она может быстро выйти из строя. Периодический подзаряд аккумулятора позволяет контролировать и улучшать его состояние.
Заряжаются АКБ с помощью зарядных устройств, являющимися источниками постоянного тока. Существует три основных способа заряда: при поддержании постоянной силы тока, при постоянной величине напряжения, и комбинированный способ заряда.
Заряд при постоянной силе тока считается основным, наиболее распространенным и универсальным. Сила тока может регулироваться вручную, и контролироваться по показаниям амперметра на зарядном устройстве, или же регулироваться автоматически, если конструкция зарядного устройства это позволяет. Сила зарядного тока должна подбираться в зависимости от номинальной емкости АКБ, и от режима заряда — двадцатичасового, десятичасового, или ускоренного. При двадцатичасовом режиме, сила зарядного тока должна составлять 0,05 величины номинальной емкости, при десятичасовом режиме 0,1 емкости АКБ, а ускоренный, или так называемый ступенчатый заряд проводят: первая ступень — до повышения напряжения на клеммах АКБ до 14,4 при силе тока 0,15 от емкости батареи, а вторая ступень проводится до полного заряда АКБ.
Заряд АКБ при постоянном напряжении, обеспечивает быстроту заряда и простоту поддержания самого режима заряда. Напряжение, выдаваемое зарядным устройством должно равняться напряжению аккумуляторной батарее, а именно около 2,5 вольта на каждую секцию (банку) АКБ, то есть для 12-ти вольтовой АКБ, имеющей 6 банок, напряжение должно составлять 14,5 – 15 В. Величина зарядного тока устанавливается автоматически в зависимости от степени разряда батареи, температуры электролита и т.д. Кстати, на самом автомобиле заряд аккумулятора от генератора также происходит, по сути, при постоянном напряжении.
Комбинированный способ заряда заключается в том, что зарядное устройство обеспечивает сначала постоянный ток заряда, а затем, для предотвращения перегрева и закипания электролита, устройство включает режим зарядки постоянным напряжением. Комбинированный режим заряда является наиболее оптимальным для АКБ, но, зарядные устройства, обеспечивающие такой заряд, относятся к более высокой ценовой категории.
Во всех случаях, признаками окончания процесса заряда является обильное выделение газа из электролита, установившаяся и не изменяющаяся в течение последних 2-3 часов плотность электролита, напряжение и величина потребляемого зарядного тока. Степень заряженности АКБ можно проверить специальной нагрузочной вилкой или ареометром, в соответствии с инструкцией к этим приборам.
Отдельно можно рассмотреть заряд АКБ малыми токами. Такой режим заряда применяется с целью восстановления заряда АКБ, уменьшившегося в процессе саморазряда. Такой саморазряд в период бездействия аккумулятора может достигать 1% в сутки, а иногда и более. Для восстановления емкости АКБ, в таких случаях, сила зарядного тока устанавливается в пределах 0,03 – 0,15А.