Zubr: тандем Востока и Запада
Помнится, в лихие 90-е по стране тут и там разъезжали автобусы с трикотажем, мебелью, посудой и прочими вещами для быта. В народе говорили просто: «белорусы приехали». В городах, конечно, товаров хватало и так, а вот деревни в условиях дефицита и дороговизны, зачастую, жили «от белорусов до белорусов». Так вот, у них было два главных отличия от торговцев-россиян и среднеазиатов: их товары были недороги и нереально качественны, тем более, для тех времен, когда купить разъезжающуюся по швам китайскую куртку уже считалось удачей. Все товары, которые продавали приезжие были сделаны в Белоруссии. С тех пор, за Белоруссией, взявшей все лучшее от организации производства в Советском Союзе, закрепилась слава государства, поставляющего в Россию качественные и недорогие товары.
Заграница нам поможет
Если легкая индустрия на территории нашего соседа поднялась после хаоса рубежа 80-х – 90-х достаточно быстро, то с тяжелой промышленностью дела шли труднее. Так, до 1999 года не было ни одного завода, занятого производством автомобильных аккумуляторов в Белоруссии. Исправить этот досадный пробел позволила помощь из-за рубежа. Так, в октябре 1999 года желание ООО «Белинвестторг» производить АКБ совпало с возможностями мирового аккумуляторного гиганта Exide Technologies, решившего освоить новый для себя рынок. Так в 2000 году в Пинске появился завод «Полесские аккумуляторы», соучредителем которого стали американцы Exide. Комплектующие в Пинск стал поставлять другой производитель из системы Exide, польская Centra.
Exide помог новичку, возникшему практически на новом месте, в технологическом плане, воплотив в белорусских аккумуляторах многие из передовых наработок своих лабораторий, разбросанных по всему миру. А вот «Белинвестторг» в этом тандеме взялся за работу с клиентами. Сервисное и гарантийное обслуживание батарей, их реализация через специально созданную дистрибъюторскую сеть «Первой аккумуляторной компании» — вся эта работа находится на балансе «Белинвестторга».
Итогом совместной работы этих компаний стало открытие первого на территории СНГ завода, производящего необслуживаемые кальциевые АКБ из польских комплектующих Exide. В 2004 году, после запуска еще одной производственной линии, СП «Полесские аккумуляторы» стал выпускать по полмиллиона батарей в год.
Впереди – полный цикл
Название для батарей было подобрано очень подходящее – «Zubr». Символ Белоруссии, животное редкое, сочетающее в себе мощь, стать, красоту и спокойствие – такое название как нельзя лучше подошло для надежных аккумуляторов, созданных Exide для холодных Белоруссии, России и Казахстана. Возможно, именно грамотно придуманное имя бренда повлияло на популярность этих батарей на территории СНГ.
В 2010 году на заводе в Пинске была проведена модернизация, позволившая повысить и без того превосходящее существующие ГОСТы качество «Зубров». Автоматизированных линий на заводе стало больше, появился конвейер для производства «грузовых» аккумуляторов емкостью до 190 Ач.
Как обстоят дела на СП «Полесские аккумуляторы» сейчас и куда стремится это интернациональное предприятие? Налажен производственный процесс на передовом немецком, американском, итальянском оборудовании марок Sovema, Wurts, TBS, Texmax, планируется вывести завод на полный цикл производства. Предполагается, что пуск новых конвейеров произойдет в следующем, 2015 году. Когда это случится, пластины для своих батарей белорусы начнут изготавливать сами. Под эти нужды у «Полесских аккумуляторов» уже есть собственное предприятие, занимающееся литьем свинца. Дабы производство было рентабельным, его объемы будут увеличены до 1,5 миллиона батарей в год.
Белорусскому авторынку для обеспечения нужно значительно меньше, но только 20 – 30% «Зубров» остаются на родине. Остальные идут на экспорт, преимущественно – в Россию. В том числе, на первичную комплектацию, что доказывает высочайшее признание производителей авто в адрес этих батарей. Батареи «Зубр» устанавливаются на новенькие VW, Renault, Toyota российской сборки и белорусские грузовики БелАЗ и МАЗ. Компания Exide планирует расширять этот список по мере роста производства в Пинске.
Вытянет из любых ухабов!
Во многом, батареи «Zubr» похожи на другие, созданные под патронажем Exide (бренды Exide, Centra, Tudor), но есть у них и «личные» особенности. Перечислим те качества, которые делают аккумуляторы из Белоруссии одним из лидеров рынка АКБ:
- Положительные и отрицательные электроды изготовлены по кальциевой технологии, благодаря этом электрические характеристики увеличиваются несколько раз;
- минимальный саморазряд и расход воды течение всего срока эксплуатации;
- общий вес батареи значительно уменьшен, по сравнению с аналогами, без потери мощности, за счет использования при производстве новейших технологий;
- высочайшие электротехнические параметры батареи, благодаря выполнению решеток по технологии Expande Metal;
- аккумулятор Zubr имеет встроенный индикатор заряда и является полностью необслуживаемой батареей;
- технология конвертирования электродов в ленточный сепаратор, препятствуюет оседанию активной массы электродов на дно банок аккумулятора и возникновению в процессе продолжительной эксплуатации коротких замыканий.
Одним словом, статный и сильный «Зубр» вытянет ваш автомобиль из любых дорожных и погодных ухабов.
Дружба Запада и Славянского мира явление хоть и редкое, но всегда приносившее дивиденды обеим сторонам. СП «Полесские аккумуляторы» — блестящий тому пример. Будем надеяться, в скором времени таких эффективных и значимых примеров будет больше.