Мифы об электромобилях. Давайте разберёмся!
Мы пребываем во власти предрассудков. Это банальная неграмотность или происки нефтяного лобби? Все сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Новые идеи всегда сначала заставляют обывателя нервничать. Поезда, самолеты и автомобили когда-то считались опасными, но сейчас это часть нашей повседневной жизни. Электромобили – сравнительно новая технология. Некоторые адепты не могут дождаться новинку, но большинство пользователей настроены скептически. Если бы электромобили внезапно стали мейнстримом, то традиционные автопроизводители, чьи технологии построены на использовании ископаемого топлива, потеряли бы изрядную долю своего бизнеса. Некоторые из них активно распространяют дезинформацию, надеясь таким образом замедлить распространение новых чистых технологий. Эта дезинформация зачастую выступает основой для мифов, которые мешают людям принимать решение в пользу электромобилей.
Иногда эти мифы всё-таки содержат долю истины, но, может быть, в искаженном варианте. Давайте разберемся в основных предрассудках и поймем, какие верны, а какие – нет.
Миф №1. Производство электрических автомобилей наносит окружающей среде больший вред, чем производство обычных автомобилей
Исследования показывают, что для производства электромобиля требуется гораздо больше энергии, чем для производства обычного автомобиля. Основная причина заметной разницы – батареи. Например, при производстве Mercedes B-class на этап производства электрической версии приходится 45% всех загрязнений, а при производстве бензиновой версии – всего 18%.
Если быть справедливым, то электромобили «грязнее» своих бензиновых собратьев только на этапе производства. Рассматривать этап эксплуатации следует прежде всего с той точки зрения, откуда берется энергия для подзаряда электромобилей. Если источником энергии выступает электроэнергия, выработанная на ископаемом топливе, то эксплуатация электромобиля всего лишь на 25% экологичнее. Если источником выступает электроэнергия, полученная на гидроэлектростанции, то показатель возрастает до 64%. Так что Миф №1 – наглядный пример вольной интерпретации фактов.
Миф №2. Батареи электромобиля – это экологическая бомба
Электрические аккумуляторные батареи в значительной степени подлежат вторичной переработке, и мало шансов, что их просто выбросят на землю в конце срока полезного использования, как предполагают некоторые сторонники ископаемого топлива. Современные системы контроля и переработки позволяют сводить на нет опасность литий-ионных батарей. Если сравнить сжигание ископаемого топлива и переработку батарей, то вред последних для природы за последние годы ничтожен. В то время как сжигание топлива является основной причиной образования парниковых газов. Многие компании экспериментируют с отработанными аккумуляторами, используя их для жилых и нежилых помещений. Аккумулятор все ещё имеет около 80% от заявленной мощности, он просто не может заряжаться так быстро, как это необходимо для использования в транспорте. Миф №2 – это ложь.
Миф №3. Увеличивающиеся число электромобилей перегружает электросети
Традиционные EV способны заряжаться при мощности 3,2 кВт от обычной домашней сети, когда сила тока не превышает 16 Ампер. Получается, что электромобили более экономичные электропотребители, чем фены для волос или электрочайники. Норвежские ученые подсчитали, что к 2030 году у них на дорогах будет 1,5 млн электромобилей. Для сетей это обернется повышением нагрузки всего в 3%. Миф №3 – ложь.
Миф № 4. Электрические автомобили создают больше вредных частиц, чем обычные автомобили
Общая идея состоит в том, что электромобили имеют больший вес по сравнению с бензиновыми братьями за счет тяжелых батарей. Однако, износ дорожного покрытия от электромобиля будет немногим больше, чем от автомобиля бензинового. Электрические автомобили используют механические тормоза намного реже, чем обычные автомобили, потому что они используют регенеративное торможение, которое перезаряжает батарею, когда они замедляются. Это означает, что электрокары создают гораздо меньше тормозной пыли. Фактически, тормозные колодки в электромобилях могут «ходить» до 100 000 миль или более. Миф №4 – ложь.
Миф № 5. Электрические автомобили заставляют людей прекращать использование общественного транспорта
Анализ норвежского новостного сайта TU показывает, что число людей, которые покупают электрический автомобиль и прекращают пользоваться системами общественного транспорта, довольно невелико — порядка 5%. В большинстве случаев покупка электромобиля сопровождается переездом в новый дом дальше от города. Миф №5 – ложь.
Миф № 6. Электрические автомобили увеличивают общее количество автомобилей на дороге
Данные показывают, что большинство электромобилей заменяет существующий обычный автомобиль. Примерно в трети случаев электромобиль является единственным средством частного транспорта в домашнем хозяйстве. Бывают случаи, когда семья с одним автомобилем добавляет электрический автомобиль, но в подавляющем большинстве случаев общее количество автомобилей в семье остается неизменным. Миф №6 – ложь.
Миф №7. Батарея имеет короткий срок службы, а менять дорого
Nissan приводит данные, что большая часть их электрокаров Leaf используется в качестве такси. После 200 тыс. км емкость батареи упала только на 25%. Tesla и вовсе заявляет, что после 320 тыс. км батарея будет «жива» на 90%. Получается, что современные батареи живут столько же, сколько и ДВС. Что касается замены, то не обязательно менять всю батарею — можно менять отдельные ячейки. Если же речь идет о всем аккумуляторе, то недавно Nissan обнародовала ценник за такую услугу — $5 499. Миф №7 – ложь.
Миф №8. Электрические автомобили не уменьшают загрязнение, они перемещают его из одного места в другое
Это популярное обвинение в адрес EV. Оно заключается в том, что сами по себе электромобили конечно не выделяют загрязнения, но загрязнения образуются на этапе выработки электроэнергии для них. То есть, если раньше ДВС выделял CO2 непосредственно там, где эксплуатируется, то сейчас CO2 выделяется при сжигании угля для получения электричества. Спорить с этим нельзя. Действительно электроэнергия не берется из ниоткуда. Но есть несколько важных моментов. Производство электроэнергии становится все более «зеленым». Целые страны отказываются от угля, а это значит, что и электромобили становятся чище. Заключение: отчасти верно.
Итак, вывод.
Правда ли, что электромобили способствуют глобальным выбросам углекислого газа? Конечно, это так. Практически всякая человеческая деятельность способствует этому. Но по мере того, как энергетическая сеть продолжает становиться «зеленее», производственные процедуры становятся более чистыми, а программы утилизации аккумуляторных батарей растут, воздействие электрических автомобилей будет становиться все меньше и меньше. Так и было задумано.