У аккумуляторов нет вредных привычек!
Знаете, откуда выходит в народ самое большое количество заблуждений? Нет, не из передач Первого канала. И не из пабликов в социальных сетях (хотя они изо всех сил хотят завоевать пальму первенства).
Ютьюб. Вот он – король дутых сенсаций. Из него выбрались в общественное сознание бесчеловечные (извините за каламбур) ящеры-масоны с планеты Нибиру. Он подарил нам пачку легенд про будущий конец света на каждый день.
Я уж не говорю про взрыв ядерной бомбы в Москве, захваченной Наполеоном и про состав, лишающие зеркала отражающей способности. Все эти «эксклюзивные» и «запрещенные к показу на ТВ» сенсации ваш покорный слуга видел лично, впрочем, натолкнуться на них может всякий, стоит только пару-тройку раз перейти по ссылке на рекомендованные сайтом «похожие» видео.
Добрались ютьюбовские шутники и до автолюбителей. В достаточно «бородатом» (залит на ресурс четыре года назад) видеоролике всем попавшим в переплет из-за нежданно севшего аккумулятора предлагается реанимировать сердце автомобиля при помощи… вина! Звучит странно, не находите?
Давайте разберемся
А вдруг невероятный на первый взгляд совет является действенным? Для начала посмотрим, вдруг до нас кто-то проверял данную гипотезу. Конечно же, Google нам в помощь. Действительно различные «СМИ с ограниченной ответственностью» охотно тиражируют предположение под видом настоящей аксиомы. Набралось не менее десятка статеек в духе «возите с собой бутылочку вина и будет вам счастье». Смущает такой момент: ни ОДИН из источников, предлагающих чудо-способ реанимации акума, не ссылается на собственные испытания. Всюду как под копирку: 150 миллилитров красного вина (от емкости сия константа не зависит, да?), «мгновенная окислительно-восстановительная реакция» (на одном из сайтов решили перевернуть Менделеева в гробу – «окислительная восстановительная»(!!!)) и хвалы вину.
«Великолепный напиток», «замечательный нектар», «благородный напиток» — и в каждой статье как минимум парочка подобных эпитетов! И композиция статей абсолютно одинакова, как под копирку: сначала нам говорят, какая беда, если аккумулятор неожиданно сел, потом намекают, что есть какой-то эксцентричный способ выкрутиться из положения, затем радостно вещают какая прелесть это красное сухое, после чего упоминают некий «эффект пьяного аккумулятора» (нигде кроме статей этого ряда такого термина вы не найдете). Ну и в концовке говорят, что после одноразового использования такого метода батарею придется выбросить или обменять на новый, но, дескать, если совсем никакого выхода – можно и попробовать.
Что ж, такие вот копирочные статьи показались мне сумасшедшей вирусной рекламой вина, но никак не профессиональным советом автомобилистам, основанном на знании химии и доказанным опытным путем. Или эти эпитеты от большой любви авторов к спиртному? Комментарии под данными публикациями тоже не обнадежили: все три человека, попробовавшие способ в боевых условиях сообщают о неудаче. Ну да ладно, может, у них вино было не той системы.
Собственно, можно было пропустить этот этап изысканий, но дотошные сыщики не ищут легких путей! Теперь с чистой совестью можно перейти к химической стороне дела.
А здесь все просто: что такое электролит? Это 37-процентный раствор серной кислоты. Только H2SO4 и вода. Малейшие примеси в растворе заметно скажутся на протекании реакции и практически сразу сделают акум нетрудоспособным. Но, может быть, в вине есть какое-то вещество X, не названное копирайтерами вышеозначенных публикаций? Вот на этом-то этапе теория разбивается о суровую реальность вдребезги. Что значит «запустить мощнейшую окислительно-восстановительную реакцию»? Речь идет о вот этой реакции, протекающей во время работы аккумулятора:
Pb+PbO2+4H++2SO2-4= 2PbSO4+2H2O
Именно в ходе нее идет выделение энергии. Вопреки расхожему мнению, при зарядке, мы не «наполняем» емкость аккумулятора, а просто «прогоняем» данную реакцию в обратном порядке, чтобы она снова могла протекать в полной мере. В красном сухом вине содержится этанол, сахар, жирные кислоты, поликарбоновые кислоты, аминокислоты, полипептиды, двуокись серы и масса других веществ. Но, ни одно из них не вписывается в простенькую формулу отдачи аккумом энергии. Может быть, какое-то из веществ, находящихся в вине, является катализатором реакции?
Нет, она вполне стабильно протекает и без их помощи. Если плотность электролита упала – поможет только подзарядка. А содержащиеся в вине этиловый спирт и уксусная кислота, между прочим, очень негативно влияют на реакцию, протекающую в батарее. Так что, вино, друзья мои, в случае «гибели» батареи ,– не поможет, а добьет.
Проверенные способы
Есть достаточно способов, которые реально помогут вам в случае нежданной «смерти» аккумулятора.
Первый
Cамый, пожалуй, простой способ – собрать «экстренное зарядное устройство» из трех последовательно соединенных батареек типа 3R12 (прямоугольные «слитки» с двумя контактами-ушками, в советское время использовались для радиоприемников и фонарей). Конечно, емкость таких батареек, даже если поискать их с максимальным для своего класса амперажем, слишком мала, чтобы, к примеру, включать подсветку, но для пуска обычного движка – хватает. Для верности можно запараллелить в каждом из трех узлов самодельного «аккумулятора» по две батареи, увеличив, таким образом, емкость системы. С учетом стоимости таких батареек (70-100 рублей) получается, что «экстренный АКБ» обойдется не дороже бутылки вина.
Второй
Запуск двигателя при помощи внешнего источника. Подходит для тех случаев, когда рядом есть автомобиль с надежно заряженным аккумулятором. А в бардачке есть кабели для подключения. Все просто: красный кабель на «плюсы», черный – на «минусы». Ждем пять минут, после этого заводим автомобиль-донор еще на несколько минут. После этой процедуры акум-реципиент должен завести машину.
Если нет полной уверенности в аккумуляторе-доноре (старый, разряженный), то лучше проводить подзарядку с заглушенным двигателем машины-донора и отсоединенными клеммами. Иначе можно сжечь генератор, что вряд ли порадует доброго самаритянина, согласившегося вам помочь. Та же история с современными компьютеризированными авто. Бортовая электроника не любит перепадов напряжения, так что зарядку следует осуществлять с отцепленными клеммами на автомобиле-доноре.
Третий
Банальный «толкач» просто, дешево, сердито. Чревато поломкой газораспределительного оборудования, особенно, если заводиться так регулярно. Мало шансов завести с толкача инжекторные авто и никаких – авто с АКПП.
В общем, лучше всего следить за «здоровьем» батареи заранее. Но если акум сдох вдали от дома – не беда. Главное, не поите его вином. Аккумуляторы не похожи на нас, вредных привычек у них нет.